РЕКЛАМА:
Профессиональная независимая экспертиза: одежда, обувь, мебель, шторы
expert-center.ru
Различные виды выездного обслуживания. Выездное банкетное обслуживание
tandem-event.com.ua
Купить прибыльный бизнес! Без комиссий! Бизнес от собственника! Звоните
pharmainfo.su
Инфо-партнер:

Маршруты

23 Сентября

Путешествие в норвежскую сказку

Решив совершить морское путешествие вдоль северного побережья Норвегии, мы занялись поиском подходящего судна. Оказалось, что чартерных яхт в Норвегии, особенно на севере, очень мало. Шкиперу пришлось провести неделю в Интернете, прежде чем он нашел в маленьком городке Будё, в 120 км севернее полярного круга, 46-футовую «Баварию». Добрались до Осло самолетом. Оттуда рейсом местной авиакомпании до Будё.

Городок встретил нас ледяным порывистым ветром. Пока принимали лодку, пошел дождь. Хозяин «Баварии» показал нам на карте наиболее интересные и живописные места, по которым мы и решили отправиться, не определяя точного маршрута.

Переночевали в марине. Утром, выйдя в море, подняли российский флаг. Яхта была хорошо приспособлена к местным условиям: без солнечного тента, зато с дизельной печкой, очень радовавшей нас по вечерам.

Первый пробный переход был коротким. Под свежим ветром быстро добрались до стоянки, защищенной с моря маленькими островками. Бросив якорь в проливе, спустили «динку». Взяв с собой спиннинги, отправились на разведку. Острова усыпаны черникой и морошкой. Повсюду следы птичьих банкетов: пустые створки ракушек, панцири морских ежей и крабов. В первый раз увидели тупиков – очень симпатичных черно-белых птиц с большими красными клювами. Рыбалка удалась. Из кипящего прибоя одну за другой вытаскивали красивых рыб.

Вернуться на яхту оказалось непросто. Холодный мотор на «динке» не заводился. В топливной смеси оказалось слишком много масла. Свечи «забрасывало». Двигатель, даже если его удавалось завести, сразу глох. Свечного ключа, как и других инструментов, с собой не было. Выгрести к лодке вручную при сильном боковом ветре не получалось. Ситуация складывалась неприятная: до судна недалеко, да вода ледяная – вплавь не доплыть. Но советы, которые шкипер давал по рации, и опыт общения с отечественными автомобилями сделали свое дело. Моторчик заработал, и мы вновь очутились на «Баварии».

К вечеру ветер усилился. Шкипер решил подстраховаться и завести второй якорь. Как оказалось, не напрасно: к утру задуло еще сильнее. Во время завтрака якоря все-таки сорвало (при таком направлении ветра стоянка была не защищена). Запустили дизель – оставаться в бухте становилось небезопасно. Выходить в море предстояло при сильном боковом ветре по узкому каналу между камнями. Наконец стало понятно, что двигатель справляется и лодка слушается руля.

Выбравшись из ловушки, встретились с сильным волнением. Анемометра на лодке не было, но шкипер оценил ветер в шесть баллов. Когда вышли из-за островов, защищающих побережье от океана, раздуло до семи. Характер волнения изменился. Это были уже не морские волны, а тяжелые пенные ледяные валы. Они разбивались о скалы, поднимая на огромную высоту столбы брызг. Красота – феерическая! Мы смогли насладиться ею только после того, как шкипер по узкому проливу увел лодку за острова, похожие на старые школьные доски, расчерченные водопадами в косую линейку. Дух перевели, лишь пришвартовавшись в маленькой рыбацкой деревушке. Утром шторм закончился. В бухту на буксире привели пустой спасательный плот. Вся деревушка обсуждала, откуда он взялся и что случилось в бурном море.

Дальше мы пошли на северо-запад вдоль материка в Саг-фьорд. Встав к «мертвяку» в живописной бухте, прямо с лодки поймали свой ужин. Утром экипаж разделился:  одни остались ловить рыбу, другие высадились на берег. Вдоль речек и ручьев отправились в горы, заросшие густым лесом. В одном месте на мягком мху увидели огромный свежий след, не похожий на человеческий или медвежий. Подумалось, уж не гоблина ли: в этих краях существование «малых народцев» не вызывает ни тени сомнения.

На яхте кипели рыбацкие страсти. Уловистость купленного в местном магазинчике «самодура» превзошла все ожидания. На ужин была рыба «хе», приготовленная по рецепту шкипера: тонко нарезанная сырая треска, вымоченная в соевом соусе.

На следующий день продолжили плавание на запад в сторону Лофотенских островов, к одному из самых известных фьордов в мире – фьорду Троллей. Вход в него представляет собой узкий пролив между вертикальными стенами, поднимающимися на километровую высоту. Эхолот прямо у берега показывает глубины от 60 до 100 м. Вскоре скалы расступаются, открывая маленькую живописную бухту.

Столица архипелага город Сволвер. Он необычайно хорош. Много ресторанов и кафе на набережной, сувенирных магазинчиков – словом, всего того, что ищут туристы и чего не бывает в обычных норвежских рыбацких деревушках. В рыбной лавке на рыночной площади, где продавалось множество сортов сушеной и вяленой рыбы (в том числе метровые куски тресковой воблы), нам подарили плакат – определитель сортов местной рыбы с названиями в том числе и на русском языке. Тут-то мы и узнали, кого ловили и ели все эти дни.

Продолжили путешествие, двигаясь вдоль архипелага к юго-западу и заходя на ночевки в рыбацкие деревушки. Видели много специально оборудованных домиков для туристов, приезжающих на рыбалку. Везде встречали очень сдержанный, но доброжелательный прием. Нас научили ловить рыбу в открытом море. Видишь скопление рыбацких лодок – значит, там находится косяк. Можно смело присоединяться – успех гарантирован. Однажды, когда после успешной рыбалки разделывали добычу и кормили чаек, к нам подлетел и орлан-белохвост.

Рыбацкая деревушка на о-ве Скрова: раз в год идиллию нарушает массовый бой китов, когда вода в бухте становится красной

Рыбацкая деревушка на о-ве Скрова: раз в год идиллию нарушает массовый бой китов, когда вода в бухте становится красной

На острове Скрова остановились в маленькой деревушке китобоев. Во дворах стоят старые гарпунные пушки. Арки над калитками сделаны из китовых челюстей. Туристов нет. Жизнь течет размеренно, спокойно. Время как будто остановилось. Расставшись с гостеприимными Лофотенскими островами, отправились в самый длинный за путешествие переход к национальному парку Салтфьелль-Свартисен. Отойдя на несколько миль от островов, увидели, как с запада надвигается белая стена. Быстро приготовились к шквалу, но нас просто накрыло густым туманом. Вскоре он рассеялся, и до вечера при свежем ветре светило яркое солнце. К ночи дошли до фьорда Холандс. С места ночевки открывался роскошный вид на ледник Свартисен.

Ледник Свартисен в последние годы тает активнее, чем раньше, и уже достиг уровня моря

Ледник Свартисен в последние годы тает активнее, чем раньше, и уже достиг уровня моря

На следующий день всей командой отправились по туристической тропе к леднику. Там уже было много народу, приехавшего на автобусах и маленьких паромах, чтобы насладиться величественными видами.

Вернувшись на лодку, осознали, что мы в цейтноте: скоро сдавать судно, а нам хотелось еще посмотреть Сальстрем – самое сильное в мире приливное течение. Переход занял всю ночь. Около пяти утра оказались на траверзе моста, шагнувшего через Сальстрем. Это чудо природы поражает даже по описаниям в путеводителях. Каждые шесть часов 372 миллиона кубометров морской воды проносится через проход шириной в 150 и глубиной в 31 метр. Скорость течения достигает 20 узлов. При этом на поверхности образуются воронки от 10 до 15 м в диаметре.

Сальстрем – единственное в мире течение, достигающее 36 узлов: в 10-метровых водоворотах ловят рыбу

Сальстрем – единственное в мире течение, достигающее 36 узлов: в 10-метровых водоворотах ловят рыбу

По таблице приливных течений шкипер определил, что мы пришли в благоприятное время для прохода внутрь фьорда. Разбудили свободную от вахты часть команды и под двигателем пошли навстречу еще совсем слабому приливу. Чем ближе подходили к мосту, тем медленнее продвигались вперед, тем сильнее водовороты хватали «Баварию» за киль и руль. Если б чуть задержались, пройти бы не удалось.

Пришвартовавшись у туристического офиса, пешком вернулись на мост и застали Сальстрем во всей его красе. Под нами чайки и дельфины охотились за рыбой. Отчаянные головы на быстроходных катерах подходили совсем близко к стремнине. Это место считается раем для рыбаков. Но мы после двух недель успешной рыбалки смотрели на них без зависти. Усталые после ночного перехода, вернулись на судно с твердым намерением поспать, но хозяева причала потребовали, чтобы мы отошли. Оказалось, течение изменилось и слабый причал мог не выдержать тяжелой килевой яхты. Пришлось уходить в глубь фьорда, дожидаться времени, благоприятного для возвращения. Вечером нужно было уже вернуться в Будё, чтобы утром сдать лодку.

В самолете увидели туристический журнал с фотографиями, сделанными с борта круизного лайнера во фьорде Троллей. Подумалось, неужели эти люди тоже думают, что они видели полярные фьорды?

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поскольку прямых авиационных рейсов в те края нет, при пересадке в Осло неплохо сделать остановку хотя бы на один день. Из аэропорта прямо в центр города идет поезд (такси безумно дорого). Весь центр можно обойти за пару часов. Стоит побывать в порту, где стоят парусники, полюбоваться старой крепостью, погулять по Акер-Брюге – набережной с ресторанами и барами, посетить чудо ландшафтной архитектуры – парк Вигеланна, где собраны сотни скульптур.

2. Страна очень дорогая. Аренда яхты на две недели обошлась в 8000 долларов. Во многих местах, особенно на маленьких островах, не принимают кредитные карточки. Даже депозит при получении судна пришлось внести наличными.

3. Очень холодно. Дневная температура около 10–15° по Цельсию – обычное дело. Нужна серьезная экипировка: теплое белье, обувь, шапки. Даже пуховка не покажется лишней при ночных переходах. Для палубных работ необходимы перчатки.
 
Яхтенный туризм не развит и не рассматривается норвежцами как бизнес. За стоянку в маринах (в Будё, Скутвике и Сволвере), электричество и воду с нас платы не брали.

Вода во всех кранах питьевая. Благодаря климатическим условиям, залитая в танки, она остается холодной и не портится. В бутылках не покупали – жажду можно утолить из любого ручья. Спиртное же продается только в специализированных магазинах в будние дни.

Рыбалка: нужно брать снасть на крупную рыбу и ловить рядом с местными рыбаками. У них хорошие эхолоты. Неплохо запастись тяжелыми (15–30 г) блеснами – рыба берет со дна. Однако самая уловистая снасть – «самодуры». Их продают в любом местном магазине.
На камнях во время отлива можно набрать много мидий.





Написать комментарий


Текст комментария:










Линзметр на http://spetsmedpribor.net.
















111