РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

Маршруты

22 Сентября

Москва – Онега-озеро

Канал им. Москвы

На пути до Онеги 14 шлюзов: шесть на канале им. Москвы, один в Угличе, двухкамерный шлюз в Шексне и шесть на Вытегорском каскаде. От Икши до Дубны шесть шлюзов. Перед ними, у дамбы, лучше встать на якорь и заночевать, чтобы с утра пораньше начать шлюзоваться и иметь шанс к концу дня выйти в Волгу, минуя весь каскад. Ночью маломерный флот не пропускают, Диспетчеры не любят, когда их дергают, но и когда яхта «под ногами» болтается, тоже плохо. Так что пропускают при первой возможности. На каждый шлюз уходит примерно 30–40 минут. Для яхт неукоснительно правило – люди на палубе должны быть в спасательных жилетах, мотор заглушен.

Канал им. Москвы

Канал им. Москвы

Шлюзы № 6, 5, 4 и 3 находятся недалеко друг от друга, а вот от 3-го до 2-го – 42 километра. После прохождения 2-го шлюза до 1-го еще 15 километров (осторожно, работает паромная переправа). Перед  1-м шлюзом высится гигантских размеров памятник вождю пролетариата, указывающего в туманную даль. За каскадом справа по ходу – яхт-клуб Дубны. Можно встать на ночевку. Здесь не очень спокойно, но лучше, чем на якоре. На берегу, если удастся договориться, можно найти питьевую воду и душ.

Переход от Москвы до Петрозаводска может занять от 6 до 14 (и более) дней в зависимости от степени подготовки людей и мощности двигателя лодки, погоды, везения. Чтобы идти без остановок, нужен достаточный запас воды, еды и топлива, а также необходимых инструментов для ремонта и медикаментов. Помимо основного двигателя лучше иметь запасной. Он может и не понадобиться, но остаться в безлюдных труднодоступных местах на узкой речке без мотора не самая приятная перспектива. Кроме того, на борту должно быть как минимум два человека, способных управлять яхтой ночью, ориентироваться в огнях, знаках, картах и лоциях, а также способных приготовить еду, помыть посуду и заправить бак с бензином.

Петразаводск

Петразаводск

Если вы не любите экстрим и вас не подгоняет график, даже не думайте о безостановочном плавании. Если проходите по маршруту впервые, обязательно возьмите опытного проводника или заранее соберите как можно больше информации обо всех участках пути.

Дубна–Углич

Этот путь по Угличскому водохранилищу довольно спокоен. Сейчас, когда почти прекратилось активное движение судов на участке Москва–Рыбинка, река практически пустует. Иногда проходят парочками туристические белые теплоходы, наполовину заполненные иностранцами. В остальное время встречаются только рыбацкие моторки и небольшие частные суда. Река широкая, с множеством разливов, островов, притоков. На берегах ближе к Дубне – новомодные коттеджи, подальше – брошенные церкви и деревеньки. Уголков нетронутой природы здесь уже почти не осталось. На разливах любят работать дноуглубительные снаряды, это не очень приятно, особенно ночью.

Если идти на лодке с низкой осадкой – а таковые большинство парусных яхт, – следует внимательно сверяться с лоцией: крестиками по фарватеру обозначены затопленные храмы, купола которых, словно подводные рифы, подстерегают неосмотрительных судоводителей. Главная здешняя достопримечательность – Калязинская излучина и колокольня, вырастающая прямо из воды.

После излучины можно смело идти под парусами, если позволяет погода. В Угличе, не доходя до шлюза два километра, слева по ходу в устье оврага найдете чудесную бухточку, а в ней – заброшенный бетонный причал, к которому можно стать носом. Ночевка спокойная, Углич-шлюз хоть и не относится к каналу им. Москвы, но принадлежит московскому пароходству. Дружелюбный, «провинциальный», очень красивый на рассвете. Шлюз не в очень хорошем состоянии, но работает быстро.

В Угличе красивые церкви и знаменитые палаты. После выхода из шлюза можно свернуть направо, в сторону пассажирских причалов и встать на стоянку прямо в центре города, у пожарного причала или носом в берег у красной церкви Димитрия-на-Крови. В городе – магазины, бензин, баня.

Углич–Рыбинка

После шлюза Волга становится немного уже, но навигационная обстановка остается спокойной, по берегам – створы, на воде – бакены. Повороты плавные, берега хорошо просматриваются, если нет сильного тумана.. То справа, то слева на берегу старые церкви.

У г. Мышкина уже начинает чувствоваться присутствие Рыбинки.  Волга разливается, один берег поднимается крутым обрывом вверх, другой, поросший кустарником, почти на уровне воды. Потом он удаляется, фарватер уходит под высокий берег. Здесь при плохой погоде уже может быть мокро. Последнее укрытие перед выходом в Рыбинку – деревня Петраково. Но при навальном ветре лучше туда не заходить. В глубине бухты над водой низко нависают провода ЛЭП – известны случаи с печальным исходом. При высокой воде стоять можно носом в берег лучше справа от входа в бухту. На этой стороне – деревня, а в ней колодец с очень вкусной водой.

Рыбинка

Когда это место еще не было водохранилищем, здесь стояли города и деревни, высились храмы и колокольни, росли леса и жили люди. Город Молога был затоплен полностью, а поскольку все делалось перед войной в большой спешке, ничего рушить не стали. Когда вода низкая, можно разглядеть в бинокль торчащие стены домов. Известны случаи, когда яхта заходила случайно внутрь дома через затопленный дверной проем и выйти потом было довольно трудно.

Берега у водохранилища «гуляющие», т.е. положение береговой линии сильно зависит от уровня воды в сезоне. Местность с картой иногда не сходится. Заход в Рыбинку до Мологского треугольника и выход после Мяксинского створа представляют собой довольно замысловатую комбинацию поворотов то вправо, то влево. При этом берега уже далеко, и ориентирами служат только знаки навигационной обстановки. Во избежание неприятностей идти здесь лучше по фарватеру. Эти два участка пути настоятельно рекомендуется проходить в светлое время суток. Между ними будет 60-километровая ровная прямая, так называемая «улица Горького», которую с равным успехом можно проходить и днем, и ночью.

На подходе к «треугольнику» на горизонте появляются контуры судов с юга. В основном это нефтеперевозчики, курсирующие по Волго-Балту. Движутся они очень быстро и из контуров превращаются в огромные железные сооружения...

Череповец

Здесь начинается второй сложный участок. Местные яхтсмены знают к Череповцу более короткий путь. Про него ходят разные истории, смысл которых в том, что, если повезет, по высокой воде можно проскочить, а если нет – то сядете так. что сами не сниметесь. Поэтому лучше не рисковать. На подходе к Череповцу на острове стоит щит – здесь заканчиваются владения московского пароходства. Сразу становится веселее – буи левого берега ослепительно белые вместо грязно-черных московских.

Город видно издалека. Это лес из труб и газовые факелы. В жару над Череповцом висит грязная туча смога. Местные жители говорят, что загрязнение очень велико, народ болеет и по возможности старается отсюда уехать. Поэтому, находясь еще в водохранилище, перемываем всю посуду и делаем запас «технической» воды. Вблизи города лучше за бортом ее не брать, да и руки в ней мыть не стоит...

Традиционная стоянка яхт в Череповце – в речке Ягорбе у набережной за пассажирскими пристанями (слева по ходу движения). В «правильный» день недели можно попасть в баню. Заправка есть на другой стороне от места стоянки, через мост и направо. Что в Череповце хорошо работает, так это такси: четко как часы, и недорого.

Верхняя и Нижняя Шексна

За Череповцом начинается вторая половина маршрута, назовем ее северной. Берега все менее людные. Зато на воде активное судоходство. Трафик настолько плотен, что очередь в Вытегорский каскад выстраивается порой на неделю. Но маленькие яхты проскакивают вне очереди. Усложняется и речная обстановка. Здесь немало мест, где зеркала воды огромное, но ходить можно только по узкому фарватеру. Обилие крутых непросматриваемых поворотов тоже осложняет жизнь. Именно на самых узких и неприятных участках почему-то происходят расхождения двух встречных «нефтерудовозов». От Череповца до шлюза № 7–8 часов шесть по извилистой Шексне с большими и маленькими островками и протоками. Весь фарватер обозначен, главное не перепутать последовательность бакенов. Шлюз Шексна двухкамерный. Это значит, что одновременно могут работать обе камеры, увеличивая количество пропускаемых судов. Но работает только одна, № 8. Если по рации вызывать неработающий номер, никто вас не обслужит. Шлюз замечательный. Люди здесь приветливые.

Стоянка – у пристани после выхода из шлюза. Воспользуйтесь ею, в дальнейшем будет сложнее. За шлюзом начинаются Шекснинские разливы. Здесь не следует подходить близко к берегам, чтобы не сесть на верхушку дерева: на дне – затопленные кусты... После очередного правого поворота открывается величественная перспектива Сизьменского разлива. Вид зависит от уровня воды. Это может быть вода до горизонта, а может быть широкая дорога, с боков от которой торчат пеньки. Фарватер «прорублен» сквозь затопленный лес.

Следующая достопримечательность – селение Горицы на правом по ходу берегу. Красивый архитектурный ансамбль, особенно эффектный в легком тумане на рассвете... Углы фарватера здесь срезать нельзя. Дно мягкое, илистое, и сесть можно основательно. В Горицах можно встать носом в берег прямо у монастыря, справа от маленькой часовни. Но фарватер близко, и якорь держит не крепко. К причалу переправы становиться нельзя – там мелко. В Горицком монастыре есть источник с чистой водой. Отсюда ходят автобусы в Кирилло-Белозерский монастырь.

Белое озеро, Ковжа

Если от шлюза Шексна идти без остановок, то примерно через сутки можно добраться до Белого озера. На выходе справа стоит церковь в воде. Лет 10 назад церковь была почти целая. Сейчас главный купол обвалился, стены постепенно оползают в воду.

Озеро имеет форму блюдца почти правильной формы с узким входом и узким выходом. Основной путь идет по диаметру блюдца, а сбоку стоит город Белозерск, куда при необходимости можно зайти на заправку. В отличие от Рыбинки нрав у озера более дружелюбный.

Белое озеро, устье Шексны. Затопленный-храм

Белое озеро, устье Шексны. Затопленный-храм

Горлышко входа в Ковжу очень узкое. Ковжа славится огромным количеством плавающего леса и водой цвета кофе с молоком. Вблизи Белого озера можно встретить плавающие островки травы или даже кусты. Нужно научиться отличать настоящий берег от «ненастоящего», они здесь очень похожи. По краям фарватера – все те же пеньки. Огромное количество створов. Работают они прекрасно. В темноте это производит сильное впечатление. За кромку фарватера лучше не ходить.

На Ковже есть пристань Курдюг. Точнее говоря, она есть в атласе. На местности от нее мало что осталось – только груда бревен. Здесь был один из лагерей ГУЛАГа. На берегу видны вышки и еще какие-то строения.

Деревня Курдюг на р. Ковжа

Деревня Курдюг на р. Ковжа

На пути к Вытегорскому каскаду остались еще два препятствия – наплавные мосты Анненский и Волоков. С ними можно общаться по рации, как и со шлюзами, разводятся они обычно по первому требованию. Во всех мало-мальски пригодных для якорной стоянки местах стоят «баржи», ожидающие приглашения в шлюз. А утром на реке бывает плотный туман.
 
Вытегра

Самое узкое место всего путешествия. Последнее препятствие, отделяющее от цели пути – Онежского озера. И самое непредсказуемое, имея в виду, конечно же, пропускную способность шлюзов. Они здесь узкие, рассчитаны на то, чтобы в них поместилось ровно две «Волго-Нефти». С нефтеперевозчиками в шлюз не возьмут. Нужно довольно долго ждать «Волго-Дон», что-то «негабаритное», пассажирские теплоходы или пока соберется достаточно «мелочи» – «Путейские». «Ярославцы» и прочие небольшие суда. Главное – войти в каскад.

Сначала нужно «зарегистрироваться в системе»: подняться к диспетчеру шлюза (в башне) и показать ему судовой билет на яхту и ваши капитанские права. Стоянка возле шлюза неспокойная, вода без конца то поднимается, то опускается, создавая течения. Со швартовкой придется похитрить, чтобы концы не были либо слишком короткими, либо слишком длинными.

Между шлюзом № 6 и № 5 в деревне Девятины есть хороший причал. Мы идем на стоянку туда, потому как в 5-м шлюзе нас не ждут. Слева к торцу причала периодически подходит катер. В деревне есть магазин.

Иногда приходится ночевать между 3-м и 2-м шлюзами. В некоторых местах можно встать носом в берег, но обычно он завален бревнами. Лучше отойти в «укромный уголок» за обозначенный рейд к автомобильному мосту и постоять на якоре, еще лучше на двух, для надежности. Перед первым шлюзом стоять можно сбоку пассажирской пристани. Затем меет смысл отдохнуть от нелегких трудов и зайти в деревню Вытегра. Она – после шлюза направо в канал, который упирается в старый шлюз Мариинской системы, там же на берегу стоит знак наподобие верстового столба, где написано, когда и кем была сооружена сия система. Шлюз, конечно, не действует, но около него есть причал.

Впереди, справа и сзади – вода до горизонта. Слева далеко-далеко в дымке виден берег. Онега-озеро раскрывает свои объятия, одаряя вечной красотой русской природы.

Маршрут Москва – Онега-озеро

Маршрут Москва – Онега-озеро

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Помощь «извне» на маршруте возможна только там, где есть подъезд с берега (в крупных городах). А севернее Череповца стоит надеяться только на себя.
Большая часть маршрута проходится под мотором. Поэтому нужно взять с собой либо запасной мотор (если на яхте установлен подвесной двигатель), либо ремкомплект, а к нему – специалиста, который способен починить дизель.
 
В старые времена яхтсмены брали с собой два «Ветерка» и по дороге один из них постоянно ремонтировали. Но и японские двигатели нуждаются в профилактике: им может не понравиться качество местного топлива. На маршруте есть только две заправки с качественным бензином: в Череповце и Белозерске. В Череповце заправка недалеко от стоянки, в Белозерск же нужно специально заходить по обводному каналу – нефтебаза в 3 километрах от входа в канал.

Идти с одной заправкой в Череповце – значит точно рассчитать количество емкостей под бензин. Их придется везти с собой – а к ним достаточное количество огнетушителей. По подсчетам, до Череповца хватает 140 л (включая 20 литров НЗ). Это половина пути, и на весь переход потребуется 280 л. Впрочем, на расход бензина сильно влияют направление и сила ветра и количество ходовых часов под мотором.

Когда в Рыбинке не дует, приходится жечь бензин все 120 км. Когда в узких местах крепко дует «в морду», под парусами не пройти, а скорость под мотором падает до 3 и менее узлов при полном ходе. Когда на яхте ломается двигатель, бензин экономится. Но идти всю дорогу под парусами, в том числе по узким фарватерам и по шлюзам, мало приятное занятие.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ШЛЮЗОВ
Для прохода через шлюзы канале им. Москвы необходимо иметь договор на навигационное обслуживание (Шлюзовой договор). Договор оформляется один раз на сезон, и количество проходов не ограничено. Договор оформляется в управлении канала им. Москвы (ул. Водников,  д. 2). При себе нужно иметь судовой билет и немного терпения. Без договора в шлюзы не пустят.

Прохождение Вытегорских шлюзов всегда было бесплатным. Но чтобы войти в систему, нужно зарегистрироваться. Делается это непосредственно на шлюзе № 6 (если идти в сторону Онеги) или № 1 (если в Москву). С документами на яхту (судовой билет, техталон и пр.) нужно подняться к диспетчеру в правую ближнюю башню шлюза.
Для прохода Угличского и специальных документов никогда не требовалось.

ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ШЛЮЗОВ
Существует правило: маломерный флот шлюзуют только а светлое время суток. С наступлением навигационных сумерек вас попросят стать на ночевку, где бы вы ни находились. В московские шлюзы (от Москвы в шлюз № 6. в Москву в шлюз № 3) нужно успеть не позже I7.00. а в августе не позже 16.00. Июньские белые ночи несколько сглаживают это ограничение, но только в северных шлюзах, начиная от Шекснинского. В одиночном шлюзе вас прошлюзуют до 21.00. Но ни минутой позже!



Новоселова Мария


Написать комментарий


Текст комментария:



























111