РЕКЛАМА:
заходите на сайт jackpot-klub.com и попробуйте сделать ставку на одну из любимых игр
vseloto.com
Инфо-партнер:
Error code:6

Маршруты

18 Сентября

Sailing по-австралийски

Сидней

Австралийцы любят повторять, что они помешаны на сейлинге. Лозунг справедлив лишь до известной степени, но сейлинг во всех видах и вариантах действительно развит чрезвычайно. Любые, каникулы, праздники и просто свободное время австралийцы используют для регат, совместных катаний, тренировок, испытаний оборудования и просто морского отдыха. Сиднейский залив в субботу и воскресенье переполнен парусными лодками.

Сразу удивляют правила расхождения. Маневры кажутся рискованными и не совсем понятными. Маленькие парусники нередко подрезают паромы и проскакивают чуть ли в сантиметрах друг от друга. Впрочем, местные шкиперы знают, что делают. Очень много новых композитных парусов. Даже на довольно потрепанных на вид лодках. Дух соперничества в бесконечных регатах и частных пари заставляет тратить на гоночное вооружение значительные средства даже ради маленькой победы. Флот весьма разнообразен. Нередки винтажные лодки, в том числе постройки начала XX века, с гафелями. Необычно много макси-яхт длиной от 80 футов.

Флагман парусного флота – «Капитан Крейг» – трехмачтовый классический винджаммер 1874 года постройки, тщательно восстановленный в середине 1980-х годов. Этот «грузовик» 23 раза обогнул мыс Горн, служил до 1932 года (правда, последнее время в качестве угольной баржи), а позднее был оставлен экипажем в бурю и многие десятки лет буквально валялся у побережья Тасмании. Сейчас он полностью отреставрирован любителями старины и пришвартован к стенке Морского музея. Его можно посетить в дневное время и послушать рассказ старичка-волонтера о том, как он восстанавливал корабль, а потом стал членом экипажа. По выходным «Капитан Крейг» выходит в море. На него можно купить билет.

Коварные рифы

Условия плавания вдоль берегов австралийского континента, особенно на парусной яхте, существенно отличаются от привычных европейцам условий Атлантики или Средиземноморья. Сочетания сильных ветров, приливных и постоянных океанских течений, непрерывно меняющиеся контуры берега и рельеф морского дна, скалы – все это делает плавание весьма трудным и опасным.

Внутри Большого Барьерного рифа. Крупные волны сюда не доходят

Внутри Большого Барьерного рифа. Крупные волны сюда не доходят

Если говорить о сейлинге для удовольствия, то в первую очередь следует иметь в виду штаты Новый Южный Уэльс, Виктория и Квинсленд, которые расположены вдоль юго-восточного и восточного побережья, поскольку именно здесь в основном сосредоточены яхтенные центры и марины, а также имеются подходящие условия для безопасных якорных стоянок. Города Перт и Дарвин на противоположной стороне Австралии рассматриваются, как правило, только лишь как пункты старта трансокеанских переходов через Индийский океан в Индию, Суэц и далее в Европу.

Новый Южный Уэльс – первая британская колония на континенте, а Сидней – первое поселение. Не удивительно, что большая часть из примерно двух тысяч погибших у берегов Австралии судов лежит на дне у берегов этого штата. Сложность и необычность условий плавания часто приводила к гибели кораблей. Лишь в конце XIX века были приняты меры, обеспечившие относительно безопасное судоходство в устьях рек, что позволило заметно снизить количество жертв.

Непредсказуемые реки

Побережье континента – это скалистые берега или длинные песчаные пляжи. И только устья рек представляют собой естественные гавани. В них, как правило, строились портовые сооружения, хотя сама по себе навигация в австралийских реках также непроста.

Вот типичная ситуация на реке восточного побережья. Сильное Восточно-Австралийское течение несет воды Тихого океана вдоль берега в южном направлении. Из устья реки в море выносится большое количество песка и ила, что приводит к образованию бара (такая своего рода ступенька в рельефе дна) и значительных перепадов глубины. Под действием течения бар приобретает характерную форму, но при этом на него постоянно действуют еще и приливные течения. Частые штормы и просто океанская зыбь также влияют на форму бара. В итоге река получает не один, а несколько относительно глубоких фарватеров, расположение которых постоянно меняется совершенно непредсказуемым образом.

Восточный берег Австралии – пляжи, волны, течения и почти нет людей

Восточный берег Австралии – пляжи, волны, течения и почти нет людей

На прибрежной аллее в городе Порт-Маккуори можно увидеть небольшие таблички с именами погибших здесь кораблей с кратким описанием их гибели: «Разбился о скалы при выходе из бухты...», «При сильном ветре сел на камни, пытаясь войти в бухту», «Вышел в ночь, и больше его никогда не видели...» За каждый год – десяток табличек. Почти каждый месяц гибло судно. К счастью, при наличии песчаного пляжа и близости твердого берега большинству членов экипажей удавалось спастись.

Надо было принимать меры, и в конце XIX века был предложен проект строительства молов-волноломов, которые ограждали устье реки с севера и отсекали Восточно-Австралийское течение. У проекта были и сторонники, и противники, но волноломы все же построили. И сегодня они обеспечивают безопасность мореходства, защищая устья от океанского течения и стабилизируя влияние приливных течений. Речной бар перестал постоянно перемещаться, и гидрографы сумели обозначить безопасный фарватер входа в устье.   

Подход к таким устьям рекомендован с юго-востока. Австралийцы применяют латеральную систему А (так же, как в Европе) и часто используют створовые знаки с синими люминесцентными лампами. Ночью не сразу поймешь, что это такое – первая мысль, что это реклама ресторана или торгового мола.

Бойся прилива!

Вдоль побережья континента довольно мало надежных якорных стоянок и портов. На весь Новый Южный Уэльс не больше двадцати марин, которые официально считаются годными для безопасного входа и выхода судов при любой погоде и ветре любого направления.

Однако есть свои «но». Знаменитые волны, на которых любят кататься серферы, значительно уменьшают реальную глубину. Глубина в ложбине между двумя последовательными волнами оказывается значительно меньше, чем это обозначено на карте. Для прохода в таком месте при сильной волне следует использовать время прилива. Местные опытные шкиперы советуют вообще избегать мест, где обозначенная глубина меньше 12 метров.

Как ни странно, сами приливы (точнее, высота воды) не сильно заботят местных яхтсменов. «Рейндж» на юге континента около метра, на севере около пяти метров, кое-где доходит до девяти. Однако внимание принято обращать только на течения, но не на высоту воды. Скорее всего, дело в том, что при таких волнах шкиперы оставляют себе запас глубины под килем (и имеют такую возможность), заметно больший, чем величина рейнджа. Якорные стоянки во многих местах оборудованы бочками, а практически все пирсы плавающие, так что приливов можно в этом смысле не бояться.

А вот кто постоянно обязан помнить о времени большой и малой воды – так это австралийские «джиперы». Распространенное развлечение – гонять на джипе по пляжу во время отлива. Поскольку въехать и выехать на пляж можно далеко не везде, лишь в редких местах, то стоит пропустить прилив и не добраться до выезда с пляжа – машина будет проглочена волнами и разбита в хлам. Незадачливые водители, конечно, заберутся на высокий берег, но машину им уже не спасти. Фотографии car-wrack украшают все местные рестораны и магазины. А таблицу приливов всегда можно взять на кассе в супермаркете или у бармена.

Ветер и течения

Хотя сильные северные ветры довольно редки (в январе преобладают ветры с востока, в июле с запада), подниматься вдоль восточного побережья на север оказалось непросто. Не случайно цены на перегон лодок (или one-way) с севера на юг и с юга на север отличаются в несколько раз.

При плавании в северном направлении нашему шкиперу приходилось «рыскать» по курсу, выбирая места, где скорость встречного течения поменьше. Если везло, находили места с заметным противотечением. Предсказать, в каком месте оно может возникнуть, практически невозможно, и приходится искать самим.

Система рифов, которая тянется на 700 миль и объединена общим названием Большой Барьерный риф, отделяет прибрежную полосу шириной от 20 до 120 миль от остального Тихого океана. Риф гасит океанскую волну и защищает прибрежное мореходство. Существует даже формула перерасчета параметров внутренней волны от известных размеров волны внешней – океанской. Благодаря рифу на побережье Квинсленда гораздо больше безопасных якорных стоянок и защищенных марин, чем у соседнего Нового Южного Уэльса. Многие стоянки оборудованы бочками, особенно это важно там, где якоря многочисленных туристических лодок могут повредить кораллы. Здесь же имеется несколько небольших архипелагов живописных островов. Плавание внутри рифа считается столь безопасным, что некоторые чартерные компании готовы дать лодку до 35 футов клиентам вообще без опыта и шкиперских документов.

Старик Condor

По-настоящему увлекательный сейлинг начинается в районе Большого Барьерного рифа. Из множества вариантов, предложенных австралийскими чартерными компаниями, мы выбрали 80,6-футовую лодку Condor британской постройки. Она дважды выигрывала Rolex Sidney Hobart Yacht Race (в 1983 и 1986 годах), а также приходила на финиш второй, пятой и шестой. В 1984 году, правда, ей пришлось сойти с дистанции. Кроме того, Condor участвовал в Fastnet Race и других крупных соревнованиях, включая кругосветные гонки, в которых ему удавалось выигрывать.

Condor вооружен как бермудский шлюп, имеет классический статичный фальшкиль, у него нет дополнительных швертов и многих других современных приспособлений. Кроме того, он оснащен одним штурвалом, расположенным очень близко к транцу. Диаметр штурвала (композитного кстати, дерево плюс углепластик) около трех метров. Ступица расположена на уровне палубы.

Гоночный экипаж лодки, 28 человек, – это максимум, разрешенный правилами Rolex Sidney Hobart Yacht Race. Condor очень прост по своей архитектуре. Корпус построен вокруг несущей балочной конструкции типа трехмерной фермы. Это похоже на стрелу башенного крана, вокруг которой построили корпус, а сверху настелили палубу. Палуба плоская, без каких-либо надстроек. Только в трех местах есть «окопы» – небольшие углубления (метр по ширине и в глубину), куда могут спрятаться от волн несколько членов экипажа. Из палубы торчат стойки лебедок. Сами барабаны внушительных размеров размещены отдельно. Лебедочная механика проектировалась специально для Condor (о чем есть особая табличка). Управляются лебедки через коробку передач, с помощью которой можно направить усилия членов экипажа на разные барабаны. Переключается «коробка» ногами – из палубы торчат небольшие рычажки. Внутри корпуса все традиционно для настоящих гоночных парусников. По бортам – койки в два яруса, в центре – камбуз.

Нескучный сейл

Наше плавание на Condor в районе рифа началось со слов капитана: «Сейлинг – это долгие часы скуки». Подобные высказывания редко кому сходят с рук. Стоило нам поставить паруса, как небо почернело, ветер усилился и полил сильный тропический дождь. Лил он, почти не переставая, несколько дней. Это был наш первый опыт плавания на лодке такого размера, конструкции, да и возраста. Управление, в смысле руления, не составляло никаких трудностей. Длинный и относительно узкий корпус устойчив на курсе и при этом абсолютно послушен.

Быт на лодке спартанский: все прочно, надежно и максимально просто. Но лодка заставляет себя уважать. Она не новая – после нескольких кругосветных плаваний. Одни узлы прошли ремонт, другие – его требовали. Дисплей радиостанции не показывал ничего, кроме слова ERROR. Тем не менее Condor – настоящий корабль!

ВНИМАНИЕ: ОПАСНО!
Город Брисбен делит восточное побережье примерно пополам. Выше Брисбена у путешественников начинаются проблемы с флорой и фауной. В большом количестве имеются опасные медузы, ожог которых при неудачном стечении обстоятельств может стать смертельным. Приходится купаться в специальных антимедузных костюмах, похожих на гидрокостюм, только из очень мелкой сеточки. Встречаются организмы-колонии «блю батлы» – такие пузыри с воздухом, около пяти сантиметров диаметром и с почти метровым тонким синим хвостом-нитью. Говорят, тоже опасно жалятся. На самом севере есть собаки-динго, встреча с которыми не сулит ничего хорошего. Акулы же нам встречались только в сиднейском аквариуме
.

http://www.mainsail.ru/

 



Кузнецов Юрий


Написать комментарий


Текст комментария:



























111