РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

Чартер

24 Июня

Чартер для начинающих

АС Байкал ТВАС Байкал ТВ

Идея сдавать яхты в наем и превратить традиционно дорогой, и элитарный вид отдыха в массовый туризм, привела к появлению, так называемого, «чартерного» класса. Возник флот судов, не имеющих собственного хозяина как такового, и флот этот непрерывно растет.

За несколько десятилетий, разветвленная сеть чартерных компаний сложилась в единый экономический комплекс, специализированных яхтенных портов (марин), туристических агентств, перевозчиков, гостиниц, ресторанов и т.п.
Ориентироваться на чартер стали дизайнеры, проектировщики и строители яхт; под задачи новой отрасли менялась береговая инфраструктура, во многих странах переписывалось морское законодательство.
Наступательная коммерческая политика, поддержка банков, страховых компаний и финансовых групп, протекция со стороны национальных правительств помогли Moorings, Sunsail, Kiriakoulis и другим крупным компаниям перешагнуть государственные границы. Сегодня транснациональные чартерные гиганты охватили своей деятельностью практически все регионы как традиционного, так и экстремального яхтенного туризма.

Современный флот чартерных яхт по форме собственности условно можно разделить на две группы. К первой относятся небольшие парусные и моторные суда (как правило, 30—40, реже — 50 футов), построенные специально под цели круизного чартера. Всем известны такие бренды, как Beneteau, Bavaria, Jeanneau. Эти верфи строят типовые круизные яхты, рассчитанные на то, чтобы управлять ими при необходимости могли любители, не обращающиеся за помощью к профессиональным шкиперам.
Во вторую группу входят яхты, принадлежащие отдельным лицам, — лодки разных видов, возраста и конструкции, в том числе переданные владельцами в управление чартерным компаниям. Эти яхты можно фрахтовать и без шкипера, но, как правило, присутствие профессионала на борту — обязательное условие. Нередко сам хозяин лодки выходит с клиентами в море в качестве шкипера.
Особняком стоят супер- и мегаяхты. Сделанные по индивидуальному проекту, они сдаются владельцами на часть сезона для покрытия высоких эксплуатационных расходов и оплаты экипажа. Цены на фрахт подобных кораблей — от нескольких десятков тысяч долларов в неделю.

Хлопотать об аренде лодки следует начинать задолго до отпуска, особенно если есть желание арендовать конкретный вариант. Безусловно, в любом случае всегда остается возможность взять судно по условиям last minute booking (бронирование в последний момент); скидки при этом возможны до 50%. Такая ситуация возникает, когда у чартерной компании остаются несданные в аренду лодки из-за отказа клиента или по другой причине. Сам по себе вариант выглядит чрезвычайно привлекательными, но следует помнить о проблеме виз и билетов. При «бронировании в последнюю минуту» можно запросто остаться без авиабилетов на нужный рейс.

По форме предоставления чартерных услуг выделяется skippered charter — фрахт лодки с наемным шкипером, а нередко с коком и стюардом на борту. Трудно переоценить достоинства морского путешествия, не обременяющего вас необходимостью постоянно думать о курсе, ветре, дрейфе и рельефе дна в прибрежной зоне. Профессиональный, знающий местные воды шкипер (на лодках среднего класса — 100—150 евро в день) позаботится об удобной и безопасной стоянке, купании и рыбалке, а умелый кок познакомит с достижениями местной кухни. Плавание максимально приблизится к праздному ничегонеделанию, и морской поход останется в памяти увлекательным путешествием.
Думаю, многие согласятся с тем, что главное достижение современной чартерной системы — это возможность для каждого, кто получил минимально необходимые опыт и навыки, почувствовать себя несколько дней или недель просоленным морским волком — шкипером, штурманом или моряком — и полной грудью вдохнуть свободу, которую даруют открытое море, ветер и парус. Такой вид чартера, при котором клиент берет судно под свою полную ответственность, называется bareboat charter.
Самостоятельное управление яхтой приятно в первую очередь тем, что вы избавлены от посторонних людей на борту. Опытный наемный шкипер, конечно, не будет докучать пассажирам и часто, будет предоставлять клиентам возможность наслаждаться путешествием в своей компании. Но, тем не менее, его присутствие на борту будет ощутимо сковывать атмосферу.
С другой стороны, шкипер несет большую ответственность за пассажиров и лодку. Если вы взваливаете на себя эту ношу, готовьтесь к тому, что ваш круиз станет довольно напряженным. Не исключено, что наслаждаться отдыхом будут все ваши друзья, кроме вас. С приходом опыта, конечно, волнения и тревоги отступят на задний план, а вместе с уверенностью в собственных силах и навыками придет ощущение свободы, которое невозможно описать словами.
Однако, все это ждет вас впереди. А сегодня, выйдя в море шкипером на чартерной яхте, вы столкнетесь совсем не с тем, что обещали ваше воображение и глянцевые журналы (за исключением нескольких специализированных). Например, забудьте о рекламном образе: девушка в белом купальнике на носу белоснежной яхты на фоне безоблачного неба и лазурной морской воды. На самом деле, на носу мокро, холодно, и, как правило, он с силой бьет волну. Чтобы высидеть на нем в купальнике, девушка должна быть закалена и не терять равновесия.  Если вы капитан, то вряд ли у вас получится безмятежно пить дорогие напитки на фоне заката, как это показывают в телевизионных роликах. Вам придется решать другие проблемы: морская болезнь косит экипаж и девушек в белых купальниках тошнит. Красивый закат сопровождается появлением непонятных облачков с одновременным падением барометра. К чему бы это?
Закат уже наступил, а вы все еще в море, так как в марине нет мест. Значит, становиться придется на якорь, а на берег добираться на надувной лодке. Можете не сомневаться — бензин в подвесном моторе кончится на полпути, а весла, как назло, останутся на яхте. И вот место выбрано, пора отдавать якорь. Вы заняты цепью и якорной лебедкой и просите своего друга подержать руль, одновременно пытаясь понять маневр соседней яхты. Но друг отвечает: «Подожди, я носки надену». В общем, решение напрашивается само собой: пора громко сказать вслух: «Всем сидеть тихо, руль прямо, носки за борт, якорь пошел!»
Покажите менеджеру среднего звена, как функционирует якорная лебедка, назначьте его ответственным за «данный фронт работ» — и он ваш. Попробуйте добиться от своего знакомого понимания взаимосвязи манипуляций с рулем и направлением движения яхты — это, как правило, излечивает от морской болезни. Объясните своим друзьям правила расхождения с судами и попросите их следить за обстановкой. Проведите пару уроков маневрирования. И все готово. Теперь можно на какое-то время расслабиться и выбрать напиток. А то, что стрелка барометра сдвинулась вниз, ничего страшного — значит, завтра будет интересно.
Когда вы прошли неизбежный начальный этап и освоили несложные дневные переходы от стоянки к стоянке в относительно спокойную погоду, можно постепенно переходить к планированию более интересных и сложных маршрутов…
Море затягивает, и с годами парус раздвигает привычные приоритеты. Главная цель любого яхтсмена — кругосветное путешествие. Плавание под парусом вокруг земного шара стало обычным занятием тысяч западных пенсионеров. Большинству из них даже не приходит в голову публиковать свои дневники или по-иному хвастаться достигнутым. Они просто живут на своих яхтах, перемещаясь из порта в порт, стараясь, чтобы зима застала их в теплых странах.
И первым шагом в приобретении навыков мореплавания могут стать большие «оффшорные» переходы. Современный чартер готов помочь вам и в этом: можно зафрахтовать лодку на условиях one-way, то есть взять судно в одном порту, а сдать в другом, иногда за сотни и даже тысячи миль от первого. Маршруты оne-way бывают двух типов. Первый и наиболее распространенный проходит в благоприятных условиях (т.е. по ветру, по течению) и в удобное для клиента время. Этот вариант относительно дорог.
Есть другой способ. Чартерным компаниям время от времени требуется возвращать лодки обратно в базовые порты, для чего можно нанять профессионального шкипера и заплатить ему за работу, а можно сдать лодку клиентам в «обратный» one-way. В этом случае яхтсменам придется бороться со встречными ветрами и течениями, причем не всегда в удобный сезон. Обычно такие плавания дешевле и особенно интересны любителям сложного сейлинга, которым необходимо повысить квалификацию и сэкономить деньги.
По предварительной договоренности с чартерными компаниями можно принять участие в длительном перегоне яхты из порта в порт. Такая возможность возникает регулярно — лодки строятся и отгоняются владельцам, возвращаются после ремонта, меняют регион плавания в связи со сменой сезона и т.д. Такой перегон порой представляет собой маршрут вокруг Европы, через все Средиземное море и даже через Атлантику.
Пересечь океан можно и в регулярно проводимых вот уже почти два десятка лет регатах ARC (Atlantic Rally for Cruisers). Они стартуют каждый год в ноябре с Канарских островов. Примерно через три недели яхты приходят на Карибы.

Длительные и, тем более, трансокеанские переходы — это специфический вид отдыха. Долгое время вокруг вода, земля лишь изредка появляется вдали. Ночные вахты становятся обыденностью, в непогоду сутками не удается выспаться. Гораздо выше требования к квалификации экипажа и организации работы на борту. Но многим именно это и нужно.
Важным элементом большого чартерного бизнеса стали яхтенные школы шкиперов. История их появления разнообразна, но программа обучения на сегодняшний день почти везде идентична. Начинающих учат в первую очередь соблюдению техники безопасности, навигации, основам метеорологии, маневрированию под мотором и под парусом, правилам расхождения, основам радиообмена и т.д. Далее — накопление опыта и дополнительные курсы плавания в особых, например штормовых, условиях, медицинская помощь и т.д. 



Кузнецов Николай


Написать комментарий


Текст комментария:



























111