РЕКЛАМА:
Агентство - грузовые авиаперевозки. Перевозка грузов
cargo-center.ru
Инфо-партнер:

Личность в мире яхтинга

28 Августа

Вокруг света в одиночку

Джошуа Слокам

Джошуа Слокам

Одним из первых список кругосветных одиночек открыл канадский американец Джошуа Слокам (Joshua Slocum). Весной 1895 года на 11,2-метровом шлюпе «Spray» он отошел от атлантического берега Северной Америки и спустя 29 дней отдал якорь в Гибралтаре. Здесь Слокам изменил свой первоначальный план – выйти в Индийский океан через Средиземное и Красное моря – на противоположный и пошел вокруг света с востока на запад. 27 июня 1898 г. он замкнул круг.


Путешествие Слокама описано в его книге «Sailing Alone Around The World» (русский перевод: «В одиночку под парусом вокруг света», Географгиз, 1960).


Второе в истории одиночное кругосветное путешествие тоже было американским, произошло оно через четверть века после первого. Его автор – Гарри Пиджен, 18 ноября 1921 года, на 10,5-метровом гафельном иоле «Islander» покинул Лос-Анджелес, куда вернулся 31 октября 1925 году. В отличие от Слокама, Пиджен не огибал Южную Америку: из Атлантического океана в Тихий он прошел Панамским каналом.


Любопытный штрих: оба первых кругосветных одиночки совершили свои плавания далеко не в юном возрасте. В момент старта Слокаму шел 52-й год, Пиджену – 48-й.
 Француз Ален Жербо (Alain Gerbault) был третьим человеком в истории, обогнувшим земной шар в одиночку. В апреле 1923 года его 10,9-метровый тендер «Firecrest» вышел из французского города Канн и этап за этапом, через Атлантику, Панамский канал и так далее обошел вокруг света и вернулся во Францию. Никуда не торопясь, Жербо подолгу останавливался в пути (в Нью-Йорке, например, он стоял больше года): ремонтировал яхту, писал книги, наслаждался жизнью. Свое путешествие он закончил в конце лета 1929 г. в возрасте 36-и лет.


Четвертое кругосветное плавание в одиночку – опять за американцем. Эдвард Майлз выбрал маршрут наперекор ветрам – тот, который первоначально намечал для себя Слокам. Майлз стартовал из Нью-Йорка 31 августа 1928 года на 11,3-метровой (по палубе) шхуне «Стради» собственной постройки. Шхуна была снабжена 12-сильным двигателем. Майлз пересек Атлантику и прошел Средиземным морем до Александрии. Здесь он оставил свою шхуну и на 9 месяцев уехал в США. На третий день после возобновления путешествия шхуна погибла от пожара. Майлз вернулся в США и построил новую 11,2-метровую яхту, установив на ней 25-сильный дизельный двигатель. «Стради II» переправили в Египет и в сентябре 1930 года Майлз продолжил свой поход «навстречу солнцу». Двигателем пользовался часто. В Нью-Йорк он прибыл 17 июня 1932 года.


В 1936-1938 годах француз (бретонец) Луи Бернико в одиночку обошел вокруг света в рекордно короткий срок – за 1 год, 9 месяцев и 22 дня. Всю жизнь Бернико провел на парусных судах, стал капитаном, а в 50-летнем возрасте, выйдя на пенсию, решил отправиться в океаны в одиночку. 22 августа 1936 года его 12,5-метровый бермудский шлюп «Анаит» вышел в Атлантику из французского порта Карантек и почти повторив маршрут Слокама вернулся 30 мая 1938 года в устье Жиронды.


В эволюции одиночных кругосветных вояжей наступает период, когда они начинают все больше и больше приобретать состязательный оттенок, характер спортивных предприятий. В 40-50-е годы, кроме путешествий ради путешествий, совершаются и такие, в которых просматривается стремление к пределу.

Яхта Вито Дюма «Лег II» | oversea-uisp.com

Яхта Вито Дюма «Лег II» | oversea-uisp.com


Аргентинец французского происхождения Вито Дюма (Vito Dumas) первым прошел в одиночку вокруг света вдоль «ревущих сороковых» широт, наметив трассу знаменитых кругосветных парусных гонок нашего времени. И сделал он это в разгаре Второй мировой войны. 9,7-метровая яхта Дюма «Лег II»  несла две мачты и около 40 кв. м парусов. Стартовал Дюма из Монтевидео (подальше от театра военных действий) 1 июля 1942 года и пошел через Южную Атлантику к мысу Доброй Надежды. 7 сентября 1943 года он вернулся в Южную Америку, преодолев 20 400 миль за 272 дня с заходом только в три порта (Кейптаун, Веллингтон и Вальпараисо).


Дюма прославился и другими океанскими походами в одиночку. Он стал первым лауреатом премии имени Слокама (июль 1957 г.), моряки всего мира называли его величайшим мореплавателем-одиночкой.


Неспешные кругосветные плавания одиночек продолжались и после войны. Американец Альфред Петерсен, испытав множество приключений, обошел вокруг света за 4 года и 2 месяца (июнь 1948 г. – август 1952 г.) на 10,1-метровом тендере типа «Колин Арчер».


Почти столько же времени провел в кругосветном плавании американец французского происхождения Жан Го на 9-метровом кэче «Атом». В октябре 1957 года он финишировал в Нью-Йорке, а спустя пять лет на том же кэче отправился вокруг света во второй раз. В 1966 году он вернулся в Нью-Йорк, став вторым после Гарри Пиджена человеком, дважды в одиночку обогнувшим земной шар.


Восемь лет провел в кругосветном странствии француз Марсель Бардьо на 9,4-метровом бермудском шлюпе «Катр Ван». За это время он прошел около 70 тысяч миль и посетил 540 портов.


По пути Вито Дюма прошел в 1963-1965 годах австралиец Билл Нанс. На 7,7-метровой яхте «Кардинал верту» он прошел вокруг света (из Буэнос-Айреса в Буэнос-Айрес) с тремя заходами: в Кейптаун (Южная Африка), Фримантл (Австралия) и Окленд (Новая Зеландия).

Фрэнсис Чичестер на яхте «Джипси Мот IV» | NEWS.com.au

Фрэнсис Чичестер на яхте «Джипси Мот IV» | NEWS.com.au


 «Рейсом столетия» называют спортивное кругосветное плавание прославленного Фрэнсиса Чичестера (Francis Chichester) в 1966-1967 годах. На 16,5-метровом кэче «Джипси Мот IV» 65-летний англичанин установил сразу несколько рекордов: кратчайшее время одиночного кругосветного плавания (рейс Чичестера длился 9 месяцев и 1 день: с 27 августа 1966 г. по 28 мая 1967 г.; ходовых дней – 226), самый длинный безостановочный пробег (15517 миль), наименьшее количество промежуточных заходов (всего 1 порт – Сидней).


15 июля 1967 года спустя полтора месяца после триумфального финиша Чичестера, другой британец, 59-летний Алек Роуз (Alec Rose) отправился из Портсмута в кругосветное плавание на 11-метровом иоле «Шалунья» (Lively Lady). Побить рекорд Чичестера Роузу не удалось: в Портсмут он вернулся 4 июля 1968 года Маршруты Чичестера и Роуза практически совпадали, но Роуз дважды заходил в порты: в Мельбурн (Австралия) и Блафф (самый южный порт Новой Зеландии).


В конце 60-х – начале 70-х годов одиночные кругосветные плавания превращаются в настоящие гонки и тон в эти годы задают британцы. Под председательством Ф. Чичестера собирается комитет, который организует небывалое предприятие: безостановочную гонку яхтсменов-одиночек вокруг земного шара. Ключевая фраза регламента гонки гласит: «Выйти из британского порта, расположенного выше 40˚ северной широты, проплыть вокруг земного шара, минуя мысы Доброй Надежды, Люин и Горн дорогой клиперов, без захода в порты. Нельзя пользоваться чьей-либо помощью, брать на дистанции продовольствие, пресную воду, снаряжение, а также подходить к встречным кораблям».


Эта гонка вошла в историю под именем «Золотой глобус» – приз, учрежденный газетой «Sunday Times» первому человеку, прошедшему в одиночку безостановочный кругосветный рейс.


Стартовать можно было в период с 1 июня по 31 октября 1968 года. Гонка собрала 11 яхтсменов: из Великобритании (6), Франции (3), Австралии (1) и США (1). Первым, 1 июня, ушел в рейс англичанин Джон Риджуэй; последним, 31 октября, – Алекс Кароццо (США). Завершил гонку всего один яхтсмен – известный теперь всему миру британец Робин Нокс-Джонстон (Robin Knox-Jhonston). На 9,5-метровом кэче «Suhaili» он обошел вокруг земли (Фалмут – Фалмут) за 312 дней.

Не менее знаменитый шотландец Чей Блайт (Chay Blyth) 20 октября 1970 года отправился вокруг света из Саутгемптона (Южная Англия) с востока на запад, против основных течений Тихого и Индийского океанови против преобладающих западных ветров. На 17-метровой стальной яхте «British Steel» он успешно совершил безостановочный кругосветный рейс, улучшив результат Нокс-Джонстона на 3 недели (финиш 7 августа 1971 г., продолжительность рейса 292 дня).

В 1973 году француз Алан Кола (Alain Colas) стал первым моряком, совершившим кругосветное плавание на катамаране. Его время – 169 дней с заходом в один порт (Сидней), название яхты – «Manureva».


Дальнейшие вехи кругосветных достижений следующие: американец Додж Морган (Dodge Morgan) – 150 дней в безостановочном рейсе (1985 г.); француз Филип Моне (Philippe Monnet) на тримаране «Kriter» – 129 дней (Брест – Брест с несколькими заходами); француз Оливье де Керсасон (Olivier de Kersauson) на тримаране «Un Autre Regard» – 125 дней с тремя заходами (1989 г.). Наступало время, когда результаты кругосветных рейсов уже сообщаются с точностью не до дней, а до часов и минут.


Британцы первыми «узаконили» кругосветную гонку одиночек, то есть сделали ее регулярной. Состязание финансировала компания «British Oxygen Company», сокращенно BOC, и под таким названием – BOC Challenge – гонка впервые была проведена в 1982 году. Старт и финиш в Ньюпорте (Южный Уэльс), на дистанции 3 остановки: Кейптаун (Южная Африка), Сидней (Австралия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия).

 



Вронский Никита


Написать комментарий


Текст комментария:



























111