РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

Личность в мире яхтинга

27 Марта

МОРЯК, ХУДОЖНИК, ПРОСВЕТИТЕЛЬ

28 марта - 185 лет со дня рождения А.П. Боголюбова
Откуда у человека, чье детство прошло вдалеке от соленой стихии, в провинциальной усадебной тишине, эта любовь к морю? Да не просто любовь, а страсть, которая клокочет и пенится на его полотнах, давно ставших классикой отечественной маринистики!
ВСЕМУ ВИНОЙ прозаические жизненные обстоятельства. Отец Алексея Боголюбова очень рано покинул сей бренный мир, и овдовевшая мать отвезла сына в Петербург, определила в Морской корпус - там на полном казенном содержании можно и образование приличное получить, и сделать первые шаги к достойному дворянина офицерскому поприщу.
Что такое кровавые мозоли от многочасовой гребли на весельной шлюпке, каково в шторм карабкаться на мачты и реи или отстоять ночную вахту у штурвала, как раскачивается корабельная палуба на крутых волнах, как хлопают при порывах ветра белоснежные паруса и поют туго натянутые снасти, как звенят склянки - все это юноша, облаченный в тесный и жесткий суконный мундир гардемарина, познал на собственном опыте. От наставников узнал он, конечно, и про славные победы русского военного флота над шведами, турками, французами - от Гангута до Наварина. И эти сражения позже не раз будут им воспеты с помощью кисти и красок.
Его ждали блестящая офицерская карьера, путешествия под бело-синим Андреевским флагом в экзотические страны, упоение от боя под грохот корабельных пушек, но он в конце концов сделал иной выбор - отставка и профессиональные занятия живописью. Как потом вспоминал А.П.Боголюбов в автобиографической книге "Записки моряка-художника", "...я был маляром чуть ли не с четырехлетнего возраста". Да и в Морском корпусе искусствам уделялось немалое внимание: "Рисование было тупое, то есть с оригиналов, но обучали хорошо и внимательно".

Атака катера

Атака катера "Шутка" турецкого парохода на Дунае 14 мая 1877 года

Вышедших из-под кисти Алексея Петровича батальных картин и морских пейзажей, в которых отсутствуют свойственные произведениям его старшего собрата по искусству И.К. Айвазовского романтический флер и небывалое буйство красок, зато есть отличное, не понаслышке, знание морского дела, документальная точность в изображении парусных кораблей, эпизодов того или иного сражения, ощущение реальности происходящего на полотне, причем все это вовсе не в ущерб живописности, уже достаточно, чтобы имя А.П. Боголюбова, кстати, одного из членов Товарищества передвижных художественных выставок, навсегда вошло в историю русского изобразительного искусства.
Но нельзя не сказать и о другой, не менее важной заслуге Алексея Петровича перед потомками - именно благодаря ему был снят продолжавшийся почти столетие высочайший запрет на упоминание где бы то ни было имени его родного деда со стороны матери А.Н. Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Великого писателя-правдолюбца, которого Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева" и без суда и следствия сначала посадила в Петропавловскую крепость, а потом отправила в сибирскую ссылку. Человека, которого Боголюбов привык чтить с детства и по чьим заветам старался жить.
"Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца", - признается А.П. Боголюбов в своих "Записках..." В 1877 году он обращается в Саратовскую городскую думу с предложением пожертвовать городу свою художественную коллекцию, состоявшую из 1300 произведений отечественного и европейского искусства - картин, рисунков, акварелей, офортов, шпалер, уникальной мебели, изделий из стекла, фарфора и фаянса, старинных книг и манускриптов. Но с непременными условиями - город должен предоставить для будущего музея "постоянное, прочное и удобное помещение", музей должен носить имя А.Н. Радищева, а в его экспозиции на почетном месте будет представлен хранившийся в семье Боголюбовых прижизненный портрет "первого поборника освобождения крестьян".
Вы думаете, это предложение было с благодарностью и энтузиазмом принято? Нет, пять с лишним лет продолжались бюрократические проволочки, сопровождаемые "антимузейными" публикациями местных газет вроде таких: "У нас нет ни порядочных мостовых, ни школ, которые вполне удовлетворяли бы запросы населения, ни надлежаще и правильно организованной врачебной помощи, мы задыхаемся в пыли, не имеем освещения и т.д., а вы хотите затратить более 100 тысяч рублей на постройку здания для каких-то картинок?"
Все-таки мало-помалу дело сдвинулось с мертвой точки - в центре Саратова, на Театральной площади, выросло прекрасное здание строгих форм с классицистическим фасадом и огромным световым фонарем, построенное по проекту петербургского архитектора профессора Ивана Штрома. Широкая ажурная чугунная лестница ведет из светлого вестибюля в музейные залы, по-дворцовому роскошные, с украшенными лепниной высокими потолками.
Алексей Петрович буквально дневал и ночевал в новостройке. "Никакие убеждения и уговоры не могли заставить А.П. бросить работу и оставить музей ранее захода солнца и наступления густых сумерек... Всякий гвоздь, всякий крюк, каждая рамка, картина, статуэтка, витрина и прочее - все это размещалось и развешивалось по личному указанию А.П. Боголюбова, который иногда, сняв сюртук и жилетку, сам лично участвовал в переноске и поднятии вещей", - вспоминал И.Я. Славин, член Попечительного совета музея. И вот наконец-то наступил долгожданный миг, когда первый в русской провинции общедоступный художественный музей распахнул свои двери для посетителей.
А Боголюбов уже смотрел дальше: "Музей один есть тело без души, нужна еще и Рисовальная школа.., дабы возвысить образовательное дело юношества". В 1897 году, через несколько месяцев после кончины художника, рисовальное училище в Саратове тоже было открыто. "Боголюбовка" - его и по сей день так называют. Среди выпускников этого учебного заведения - сотни живописцев, граверов, скульпторов, ставших гордостью русского искусства XX века. В том числе В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин...
И музей, носящий имя Радищева, тоже здравствует до сих пор.


 



Мусиенко Николай


Написать комментарий


Текст комментария:























Служба уничтожения, специалисты по уничтожению клопов, постельный клоп уничтожение.



111