РЕКЛАМА:
Японские бани из кедра. Офуро, Фурако. С производства по низкой цене
fitowood.ru
faberlic-i.ru
купить цветы на 1 сентября
xn--101-cla8a3bn.com
Инфо-партнер:

Личность в мире яхтинга

25 Сентября

Сэр Питер Блейк

Цель – победа

Питер Блейк

Питер Блейк

В «Уитбрэде» Питер Блейк с 25 лет; он пошел в первую же гонку – в 1973 году – и участвовал затем в пяти кругосветных марафонах подряд: в двух первых – вахтенным начальником, в остальных – шкипером. Ходил в «Уитбрэд» пока не выиграл его. Эту гонку он выделял среди других, победа в ней была его главной мечтой, а совсем не Кубок Америки, о котором он говорил, что это «дорогая игрушка для богатеньких дядей». Блейк считал, что гонка «Уитбрэд» своего рода квинтэссенция парусного спорта – не просто соревнованием, а настоящее испытание человеческих возможностей. После первой попытки, когда во время шторма корпус его яхты Burton Cutter чуть не развалился пополам, Блейк объявил было, что бросает океанские гонки. Погорячился, конечно. Он не отступил и после второго «Уитбрэда», хотя и в этой гонке не обошлось без драмы; у его новой яхты Condor сломалась мачта.

Спустя два года у него уже была по-настоящему высококлассная яхта – Ceramсо. И был великолепный партнер  – Грант Далтон. Но снова не повезло; опять ураган сломал мачту, а оба яхтсмена чуть не погибли.

В четвертом «Уитбрэде» яхта Блейка – Lion New Zealand  – всего лишь седьмая. Нужен был мощный спонсор, и Блейк нашел его в лице новозеландской пивоваренной компании «Steinlager». Яхту к «Уитбрэду 1989–1990» он готовил три года, команду подбирал – два. На карту, как он сам признавал, было поставлено все. На его макси-кеч Steinlager-2, созданный знаменитым яхтенным конструктором Брюсом Фарром, обратили внимание еще до старта: узкий корпус, минимум пространства – все подчинено интересам гонки. Многие удивлялись, как в такой тесноте люди смогут прожить девять месяцев кругосветной гонки.

Команда Блейка, с которой он победил на всех шести этапах «Уитбрэда 1989–90»

Команда Блейка, с которой он победил на всех шести этапах «Уитбрэда 1989–90»

«Уитбрэд» команда Блейка выиграла уверенно, победив на всех шести этапах. Далтон сопротивлялся отчаянно. На промежуточном финише в родной Новой Зеландии Блейк опередил Далтона всего на шесть минут – после тысяч миль в океане!

Вокруг света за 74 дня

Новой целью после «Уитбрэда» стал для Блейка «Трофей Жюля Верна», предназначенный тому, кто  сумеет  пройти  вокруг  света   под  парусом меньше, чем за 80 дней. В кругосветную гонку с единственным соперником – временем –  Блейк пошел на 92-футовом катамаране ENZA. Позже Блейк признавался, что самое сложное в управление им было контролировать скорость: казалось, для этого катамарана она не имела пределов,

Катамаран ENZA

Катамаран ENZA

Однажды, развив скорость 28 узлов, ENZA «клюнула» носом и на несколько мгновений застыла с задранной вверх кормой. Блейка бросило на палубу. Три сломанных ребра – он считал, что хорошо отделался. Вскоре подобное повторилось. В середине ночи лодка ринулась носом вниз, ушла в воду чуть ли не по самую мачту и несколько секунд словно раздумывала: погружаться ли дальше или вернуться в нормальное положение? К счастью для тех, кто находился на борту, она выбрала второй вариант. Пострадавший все же был, но на этот раз не Блейк, а его товарищ по команде. Полет по палубе стоил бедняге сломанной ноги и многочисленных ушибов. В целом же, от этой «жюль-верновской» гонки у Блейка осталось больше приятных воспоминаний. Цель была достигнута: Блейк и его команда (вторым шкипером, кстати, шел знаменитый британский яхтсмен Робин Нокс-Джонстон) обежали вокруг света за 74 дня 22 часа – со средней скоростью 14,7 узлов, превысив прежний рекорд на 4 дня и 8 часов. И, конечно, его потрясла ENZA: нередко, управляя катамараном, можно было в то же время прихлебывать чай из кружки и наслаждаться видом океана. После гонки Блейк сказал, что если бы ему пришлось всю жизнь ходить только на катамаранах, он бы наверное не считал, что карьера не удалась.

Кубок Америки

Кубок Америки, слева - Питер Блейк, справа - Рассел Коуттс

Кубок Америки, слева - Питер Блейк, справа - Рассел Коуттс

Кубок Америки – совершенно особое явление; большинство яхтсменов считает, что престижнее этой гонки ничего быть не может. Долгие годы Блейк относился к Кубку довольно прохладно, но, в конце концов, пришел к выводу, что должен принять в нем участие. Он решил доказать, что «Новая Зеландия может побеждать где угодно и кого угодно».

Согласие участвовать в Кубке Америки он дал в 1992 году, откликнувшись на приглашение группы оклендских организаторов. Но попытка новозеландцев продемонстрировать миру свою силу завершилась полным крахом: спонсоры отказались от проекта, а команда попросту разбежалась. Однако эта неудача только разозлила Блейка. Он сам взялся за организацию проекта. Взялся, разумеется, при помощи старых друзей и партнеров по гонкам. Но денег не хватало. Тогда, посоветовавшись с женой, Блейк заложил за 500 тысяч долларов собственный дом. Затем устроил, ставшую впоследствии легендарной, кампанию по продаже в Новой Зеландии красных носков – он носил такие во время своих прежних гонок. И сам удивился, когда узнал, что носки «пошли» на ура: его соотечественники раскупили почти 200 тысяч пар! С особой тщательностью Блейк подбирал команду, следуя своему основному принципу: победу добывают не технические ухищрения, а люди. И сообщил, что в этой гонке отводит себе непривычную роль: будет заниматься, в основном, стратегическими вопросами. Блейк решил не вмешиваться в действия Расселла Коуттса, которого считал самым талантливым шкипером на свете. Коуттс тогда опешил. (Потом он признавался, что Блейк стал для него идеалом яхтсмена, почти богом.)

Но и уйдя как будто на второй план, Блейк оставался общепризнанным лидером, обеспечивая взаимодействие между членами своей команды. Специалисты пытались потом проанализировать, в чем же заключалось преимущество новозеландцев над американцами, ведомыми непобедимым, как казалось, Деннисом Коннером, для которого в Кубке Америки не существовало секретов и чьи шансы на победу расценивались как почти стопроцентные. И приходили к выводу, что дело не в лодке. Спроектированная одним из лучших яхтенных конструкторов нашего времени Брюсом Фарром, новозеландская Black Magic все же едва ли имела неоспоримое превосходство над американской лодкой – у Коннера яхта была не менее совершенной, чем у его соперников. Но в критические моменты новозеландская команда - Team New Zealand – постоянно выигрывала минуты у американцев.

В эти моменты проявлялся «человеческий фактор», созданный организационным талантом Блейка. Характерней факт: новозеландцы проиграли лишь один этап – тот, на котором их лидеру был предоставлен отдых. В финале же Коннер и его Team USA были разгромлены – 5:0! В Новую Зеландию победители Кубка Америки вернулась национальными героями. На пресс-конференции Блейк сказал, что нелепо пытаться определить, какой вклад в сенсационную победу внес каждый из членов экипажа – выиграла команда.

Свой второй Кубок Америки Питер Блейк – уже сэр Питер Блейк – выиграл в 2000 году, зная, что это его последняя гонка. К тому моменту он решил оставить спорт, но не море. На бывшем судне Жака-Ива Кусто Antarctic Explorer (оно было переименовано в Seamaster) Блейк в качестве специального представителя ООН по охране окружающей среды стал заниматься научными исследованиями, привлекая внимание мировой общественности к глобальным и региональным экологическим проблемам. Он говорил, что немного устал от постоянного риска. В этой новой работе, считал он, риска будет гораздо меньше.  
Питер Блейк погиб в Бразилии от рук грабителей в декабре 2001 г.

 



Написать комментарий


Текст комментария:



























111