РЕКЛАМА:
Новости агентства. Актёрское и модельное агентство. Блог агентства
getmodels.ru
См. курсы дизайн штор в Москве http://www.room-art.ru/ .
room-art.ru
как вставлять менструальную чашу
menstrual-cup.ru
Инфо-партнер:

Личность в мире яхтинга

12 Сентября

Бег в упряжке ветров. Эра Владимира Леонтьева

Старт в будущее

Фото из семейного архива Всеволода Ханчина

На чемпионате СССР | Фото из семейного архива Всеволода Ханчина

Более 70 лет назад, в 1937 г., в Москве открылся для навигации канал им. Москвы, что дало возможность создать первый яхт-клуб на Клязьминском водохранилище – Центральный водно-моторный клуб им. П. Баранова. Одним из организаторов был Павел Антонович Леонтьев, заслуженный мастер спорта СССР, марафонец, конькобежец, яхтсмен – дед будущего чемпиона. Через два года в клуб пришла его дочь Людмила, будущая Володина мама. Она ходила в яхт-клуб в основном в выходные дни и часто брала с собой маленького сына. Отец Владимира Леонтьева, Павел, тоже был яхтсменом и буеристом.

Володя вырос рядом с яхтами и парусами. Летом родители жили в маленьком помещении при клубе, и, как вспоминает Людмила Павловна, он даже спал в яхте.  В парусную секцию ДСО «Труд» Владимир пришел в 1957 г. Ему повезло – он занимался у известного тренера Екатерины Ивановны Сахаровой. Она старалась привить мальчишкам любовь к спорту, учила умению упорно идти к намеченной цели и не терять воли к победе до последнего шанса. В дальнейшем, в ЦСК ВМФ, он занимался у тренера Макса Сахновского.

Начинающему яхтсмену выделили швертбот «Ерш» (в те годы не было детских «Оптимистов» и «Кадетов»), и он гонялся на этом юношеском классе до 18 лет. В 1959 г. на первенстве Москвы Владимир занимает 3-е место, в 1960-м – второе, а в последующие три года постоянно побеждает.

В 1964 г. Леонтьев садится на лодку класса FD, и вся его дальнейшая спортивная жизнь оказывается связанной с этим классом.

Уже на IV спартакиаде  Москвы 1967 г. гонялись отец и сын, правда, в разных классах. Владимир Леонтьев на Flying Dutchman завоевал серебро, уступив признанному лидеру класса Ростиславу Новодережкину. Результат отца в «Звездниках» был хуже.

В 1968 г. Владимир Леонтьев занимает 2-е место на чемпионате СССР. 1972 г. – год Олимпиады в Мюнхене. В 1968-м в мексиканском Акапулько экипаж Льва Рвалова занял 15-е место. Для советских спортсменов войти в десятку – было бы большим достижением! Леонтьев снова чемпион СССР и включен в сборную олимпийского резерва, он получает звание мастера спорта международного класса и путевку на Олимпийские игры. Парусная часть проходила на севере Германии, в Киле. Морские баталии в олимпийском Киле принесли Владимиру Леонтьеву и Валерию Зубанову 6-е место и дали зачетные очки советской сборной.

Фото из семейного архива Всеволода Ханчина

На Олимпиаде в Сеуле | Фото из семейного архива Всеволода Ханчина

Экипаж не бывает без матроса-шкотового. Первым в экипаже Леонтьева с 1964 по 1967 гг. был Александр Морозов. Потом короткое время – Валерий Гусенко – в дальнейшем главный соперник Леонтьева в стране. Потом Владимир Дробышев. И, наконец, матросом у Леонтьева становится Валерий Зубанов, который гонялся с ним до конца спортивной карьеры, пройдя три олимпийских цикла.

В 1973 г. чуть не был проигран чемпионат СССР, гонки в Таллинне получились не радостными. В один из дней были сломаны мачты, порваны паруса, многие лодки перевернулись, на финише не досчитались половины участников.

Удивительное зрелище представляют «голландцы» при сильном ветре. Вздымая снопы брызг, они буквально летят от одного поворотного знака к другому. Попадая во встречную волну, лодка оказывается на какие-то мгновения в полете, затем судно сильно ударяется о воду и мчится дальше. Такой «полет» сыграл с экипажем Леонтьева злую шутку – треснул корпус лодки! После гонки из нее выкачали 25 ведер воды. В жесткой борьбе в гонке победил экипаж Валерия Гусенко. Леонтьев сумел все же доказать, что его неудача в первых двух гонках была связана с аварией. Экипаж вместе со своим тренером Максом Сахновским, впрочем, как и многие другие участники, не спали ночь – латали дыры, чинили матчасть. После ремонта Леонтьев уже уверенно диктовал соперникам свои условия и в очередной раз выиграл чемпионат Советского Союза.

В последующие годы – до Олимпиады в Канаде – Леонтьев выигрывал все чемпионаты СССР за исключением 1974 г., когда он занял 2-е место.

На регатах окрепла дружба трех знаменитых в парусном спорте «В» – Владимира Леонтьева, Валерия Николина, Валентина Замотайкина.

1976 год. Олимпийский Онтарио

Олимпийская регата. Июль 1976 г. Отличное начало – третий приход в первой же гонке. Но затем провал во второй – лишь 11-е место, затем – результаты, позволяющие Леонтьеву зацепиться за пьедестал. Он выигрывает последнюю, седьмую гонку, но в предыдущей опять приходит 11-м, хотя шел в лидерах. В итоге – почетное 5-е место. Но какие звезды впереди: немец Йорг Диш, легендарный Родни Паттиссон, бразилец Рейналдо Конрад и канадец Ханс Фог! Таким асам мирового флота Flying Dutchman не стыдно проигрывать, да к тому же в трех гонках Владимир финишировал впереди Паттиссона.

Извилистые дороги к вершине

Удачно начался для экипажа 1977 год. В классе Flying Dutchman разыгрывался Кубок мира. Он вручается команде, набравшей наибольшее количество очков в четырех крупнейших зачетных международных парусных регатах. 

Таких регат семь: в США – регата «Спорт», в Италии – Генуэзская регата, во Франции - Каннская и Йерская, в СССР – Балтийская, в ФРГ – Кильская, и в Англии – Вейсмутская. Так вот, советский экипаж – Владимир Леонтьев и Валерий Зубанов – становится обладателем Кубка мира. Это огромный успех для всего парусного спорта Советского Союза.

Однако в том знаменательном году не обошлось и без неудач. Сезон шел как по маслу до того момента, пока 8 июля 1977 г. на озере Гарда в Италии не начался чемпионат мира. Как бы набрав скорость с самой весны, обладатели Кубка мира после четырех гонок шли к чемпионству. До звания чемпионов мира было рукой подать... Но случилось невероятное. В спорт вмешалась политика, злой рок. Из Спорткомитета СССР приходит приказ покинуть чемпионат мира ввиду участия в нем спортсменов ЮАР. И два сильнейших экипажа на этом чемпионате - В. Леонтьева и У. Штейнгросса из ГДР - в знак протеста против апартеида в ЮАР снялись с чемпионата.
 
На пути к московской Олимпиаде

Спортивная жизнь продолжалась, и впереди маячила московская Олимпиада. Экипаж выигрывает перед ней все чемпионаты СССР. Материальная часть у спортсменов - на самом высоком мировом уровне. На импортных лодках хорошо продумана проводка снастей бегучего такелажа, под руками у яхтсмена своеобразный пульт управления. А в СССР все никак не могли наладить серийный выпуск новых лодок. Многие годы спортсмены рассчитывали на Таллиннскую верфь. Но так и не дождались. Результатом стал отток талантливых гонщиков, не получавших свежую материальную часть, в крейсерские флотилии. Эскадры «Ершей», «Эмок», «Драконов», «Финнов» растаяли. Накал борьбы на всесоюзных регатах ослаб.

Типичная стартовая ситуация, характерная для наших регат перед Олимпиадой-80, когда на старт выходят 8–12 яхт, и взять удачный старт спортсменам не составляет труда. А на чемпионатах мира и Европы у стартовой линии выстраивались 60–70 судов, и в этой толчее нашим гонщикам, не имеющим необходимых навыков, было легко растеряться, они опаздывали на старт и показывали невысокие результаты.

Все уже привыкли, что впереди почти всегда FD 12, лодка Владимира Леонтьева. Леонтьев со всеми делился тайнами мастерства... Нужно сказать, что выигрывать международные соревнования ему становилось все труднее, не встречая конкуренции дома. Поэтому после гонок он собирал вокруг себя гонщиков-лидеров и рассказывал им об ошибках, совершенных на воде. Чтобы выигрывать, ему приходилось «тренировать» соперников. Так гонщик превращался в тренера...

Большое значение для Леонтьева имела XXIX Балтийская регата в Таллинне в 1977 г. На нее приехали сильнейшие «голландцы» мира, и экипажу никак не хотелось оплошать на родной воде. Когда перед одной из гонок по заливу гулял сильный ветер, Великий Родни Паттисон был в приподнятом настроении, радуясь такой погоде. Вскоре все увидели Паттисона на дистанции: его черная лодка, разбрасывая за бортом мириады брызг, буквально летела по волнам и первой пересекла финишный створ.

– Родни не хотел уезжать из Таллинна без победы хотя бы в одной гонке, – рассказал на берегу В. Леонтьев. – И он своего добился. Правда, мы с чемпионом Европы Уве Штейнгроссом, занятые борьбой между собой, его действия не контролировали; Паттисон не мог помешать нам в розыгрыше главного приза регаты...

Тот год был одним из самых удачных для Леонтьева. Он завоевал Кубок мира, весной выиграл регату во Франции, затем стал вторым в престижной Кильской регате. Но Балтийская регата принесла ему двойную радость. Во-первых, он ее выиграл, а во-вторых, оставил позади себя Р. Паттисона. Тройка победителей выглядела так: В. Леонтьев – 21,7 очка, У. Штейнгросс – 27,7, и Р. Паттисон – 39,7 очка.

Олимпиада-80

К началу Олимпиады-80 экипаж Владимира Леонтьева уже был 10-кратным чемпионом Советского Союза (11-й титул он выиграл в 1981 г.), победил в трех Спартакиадах народов СССР, пяти Балтийских и девяти Черноморских регатах, стал обладателем пяти Кубков СССР. Феноменальный спортивный результат.

Итак, Олимпиада-80. Последняя для В. Леонтьева. Шкотовый в экипаже тот же – Валерий Зубанов, любимец всей сборной, физически одаренный спортсмен и задушевный товарищ. Он не раз объявлялся Международной ассоциацией лучшим шкотовым в своем классе. (Осенью 1990 г. во время шторма на Сочинском рейде, спасая яхтсменов, Валерий трагически погиб.) Этот экипаж оказался самым стабильным в олимпийской сборной (6-е место на Олимпиаде 1972 г. в Киле и 5-е в канадском Кингстоне). Оставалось добыть олимпийские медали.

Свои главные проблемы экипаж с тренером Максом Сахновским видели в материальной части. Но весной накануне Олимпиады Леонтьев получил выполненную по специальному заказу лодку фирмы Mader – лучшее, о чем можно было мечтать. Опыт, слаженность в работе, отличная экипировка, детальное знание акватории Таллиннского залива – все позволяло рассчитывать на олимпийскую медаль. Среди 15 экипажей, вышедших на старт Олимпиады, из фаворитов отсутствовали только знаменитые гонщики из ФРГ – братья Диш. Остальные приехали: испанский экипаж А. Абаскал – М. Ногер (призеры чемпионатов мира 1978–1980 гг.), знаменитый бразильский экипаж Р. Конрад – М. Кауфман (двукратные призеры Олимпиад 1972–1976 гг.), и результативный экипаж братьев Фолебрехт из Голландии, выигравший предолимпийскую Балтийскую регату в Таллинне в 1979 г.

В первой же гонке В. Леонтьев удачно проводит стартовую лавировку и лидирует на первом знаке. Оставалось технично контролировать соперников. Но экипаж в расчете на красивую победу решает рискнуть и финиширует шестым. Повторная попытка провести «свою» гонку грозила провалом, ибо на этот раз первый знак наши гонщики огибали лишь 12-ми. И только ценой невероятных усилий экипаж сумел обойти половину соперников и финишировать седьмым.

Переживали все очень сильно. Однако Володя с Валерой сумели отбросить мысли о провалах в первых двух гонках и настроились на борьбу. Экипаж в великолепном стиле провел третью и четвертую гонки, финишировав оба раза первыми. Появилась надежда…

Накануне выходного дня в лидеры вырвались три экипажа: А. Абаскал, ровно проведший все четыре гонки, экипаж В. Леонтьева и венгерская команда братьев Детре. Теперь ни в коем случае нельзя было уходить от флота, от ближайших конкурентов, тем более что по скорости экипаж не только не уступал, но и превосходил своих конкурентов – братьев Детре, Р. Конрада (Бразилия), В. Хазе (ГДР), Д. Уилкинза (Ирландия). Такая тактика как минимум обеспечивала серебряные медали, а при удаче... все возможно!

Наш экипаж, не рискуя лезть в «кучу», начал гонку в середине стартовой линии. И, оказавшись после старта под половиной флота, вынужденно свернул на левый галс и ушел в правую часть дистанции, где и застыл, ожидая ветра. А конкуренты, неслись к верхнему знаку... Может быть, в другой ситуации экипаж сразу изменил бы тактику. Но трижды повторенная, она привела к тому, что Леонтьев в пятой – седьмой гонках финишировал девятым. Но самое поразительное, что и перед последней гонкой Леонтьев сохранял шансы на бронзу, а возможно, и на серебро, поскольку досрочно выигравший регату А. Абаскал заявил, что на последний старт не выйдет. В сложившейся обстановке тренерский совет поставил перед Леонтьевым задачу стартовать впереди немецкого экипажа, шедшего третьим, и финишировать впереди него. Но, как и в предыдущих гонках, Леонтьев первым ложится на левый галс, уходя от флота. Здесь он пошел ва-банк. В итоге – худший результат в регате и общее 5-е место...

После Леонтьева

Олимпиада-80 стала для экипажа последней, но все же Леонтьев ушел красиво,  в 1981 г. 11-й раз став чемпионом Советского Союза. «Летучий голландец» участвовал в регатах еще 11 лет после В. Леонтьева.

После сеульской Олимпиады Сергей Бородинов сделал рокировку с Георгием Шайдуко, сменив класс Flying Dutchman на «Солинг». В эти годы среди «голландцев» конкуренция стала не такой жесткой. Появились новые имена – А. Шпилько, И. Карпак, М. Азаров, К. Емельянов.

Нашу страну в Олимпийской регате в Барселоне представлял экипаж Георгий Шайдуко – Виктор Буданцев, став по «пути» к Олимпиаде чемпионами Европы в 1990 г. В Барселоне спустя два года экипаж занял 11-е место.

Владимир Леонтьев, закончив Ереванский институт физкультуры, стал тренером. Его ученик Сергей Бородинов, проторив спортивную тропу по стопам тренера, также становится обладателем Кубка мира. В 1987 г. экипаж Бородинова (шкотовый Виктор Буданцев) выиграл юбилейную 100-ю Кильскую регату в классе Flying Dutchman. Для немцев, «законодателей моды» в FD, победа русских была неожиданностью.

В 1988 г. Леонтьеву присвоили звание заслуженного тренера России, и в этом же году он вместе со своим учеником участвует в сеульской Олимпиаде. Там экипаж Сергей Бородинов – Виктор Буданцев занимает 14-е место. Валерий Зубанов создает Ассоциацию «Летучего голландца». А Леонтьев продолжает делиться своим уникальным тренерским талантом.

В сентябре 2005 г. в Москве проходил чемпионат мира в классе «Финн». Греческую команду тренировал наш соотечественник Юрий Токовой. Леонтьев приезжал на гонки каждый день, помогал греческому гонщику освоиться в сложнейшей обстановке Подмосковья. Леонтьев был прекраснейшим тактиком, и стольких секретов ветровой обстановки не знал, наверное, никто. Наука пошла на пользу греку, и он завоевал серебряную медаль чемпионата мира. Надо было видеть радость Леонтьева! 18 сентября 2005 г. были сделаны памятные фотографии, а через три дня Владимира Леонтьева не стало…

После Олимпиады 1992 г. Flying Dutchman сняли с олимпийской программы. От представительного флота в стране осталось несколько лодок. В конечном счете, это привело к тому, что FD как класс в России перестал существовать, хотя в Европе продолжают проводиться чемпионаты мира и Европы, и даже регаты мастер-класса среди ветеранов.

13 лет у нас было полное затишье. Но преждевременный уход из жизни Владимира Леонтьева заставил вспомнить о «голландцах». Был создан клуб «Летучий голландец» имени Владимира Леонтьева.

В 2006 г. был проведен первый открытый Кубок России в классе «Летучий голландец» памяти Владимира Леонтьева.



Написать комментарий


Текст комментария:

Davidfef  |  18:31, 18 мая 2017
<a href=http://comprardapoxetine60mgsinreceta.biz/>comprar dapoxetina spray </a>
<a href=http://comprarorlistat120mgbarato.biz/>orlistat 60 mg comprar </a><a href=http://xn--compraramoxicilinasinrecetaespaa-pcd.biz/>comprar amoxicilina online espaГ±a </a>
<a href=" http://comprarorlistat120mgbarato.biz/ ">orlistat comprar espaГ±a </a>
<a href=" http://xn--compraratomoxetinaprecioespaa-x1c.biz/ ">comprar atomoxetina </a>
<a href=" http://comprarorlistat120mgbarato.biz/ ">orlistat 120 mg comprar </a>










Смотрите на сайте аренда временных ограждений.На сайте http://www.spetsmedpribor.net аккомодотренер инструкция - mwrsunf.
















111