РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

НОВОСТИ / Регаты

06 Ноября

Кругосветная гонка "Уитбрэд"

Голландский «Flyer» – победитель двух гонок «Уитбрэд»

Голландский «Flyer» – победитель двух гонок «Уитбрэд»

В начале 70-х годов XX века идея кругосветной командной парусной гонки носилась в воздухе. К тому времени яхтсмены-одиночники уже попробовали пройти в гонке вокруг света, но  из 11 стартовавших яхт до финиша добралась лишь одна – ее вел британец Робин Нокс-Джонстон. Он прошел вокруг света без остановок, но весь путь занял почти целый год.

Идея организации командных гонок смогла найти необходимую поддержку в Британии. В апреле 1972 г. Королевский флот Ее Величества заявил, что у него хватит сил организовать гонку в 1973 г., даже если не будет найден ни один частный спонсор. Организационным лидером стала Парусная ассоциация Королевского флота.

Контракт на генеральное спонсорство удалось заключить с компанией «Уитбрэд» (Whitbread), с годовым доходом около трех миллиардов фунтов стерлингов, владеющей сетью отелей и ресторанов и в течение столетий поставляющей на британский рынок продовольствие, в том числе спиртные напитки. Такой уровень административной и финансовой поддержки придал гонке имидж солидного мероприятия.

1973–1974

8 сентября 1973 года в английском Портсмуте на первых гонках стартовало 18 яхт под флагами семи стран. Старт дал из простого спортивного пистолета сэр Алек Роуз, незадолго перед тем в одиночку на яхте обошедший земной шар. В гонке участвовали яхты различных размеров и конструкций. Чтобы уравнять шансы на победу, применялась система гандикапа.

Среди шкиперов были и известные яхтсмены – например, Робин Нокс-Джонстон, – и любители – владельцы собственных яхт. Отставной сержант Чэй Блайт набрал в команду дюжину десантников. Их за три недели обучили работе с парусами, и в результате яхта Байта Great Britain II оказалась самой быстрой: несмотря на протекавший корпус, был поставлен рекорд кругосветного плавания – 144 дня. Однако с учетом гандикапа победителем гонки стала яхта Sayula II с экипажем под командованием владельца судна, мексиканского мультимиллионера Рамона Карлина.

Были и жертвы: трех участников гонки смыло за борт гигантскими волнами в «ревущих сороковых» широтах Южного океана.

Интерес средств массовой информации к первому «Уитбрэду» был огромен. Организаторы сочли опыт успешным и решили проводить гонку регулярно, раз в четыре года.

1977–1978

В августе 1977 г. на вторую гонку из соображений безопасности допустили лишь яхты длиной более пятидесяти футов. Всего участвовало 15 яхт – меньше, чем в первой, – но все они на этот раз дошли до финиша. Шесть яхт несли британский флаг, четыре – французский. Победитель – голландская Flyer, шкипер – бизнесмен Корнелиус ван Ритсхотен. Все участники гонки остались живы.

1981–1982

В третьей гонке стартовало максимальное количество лодок за всю историю «Уитбрэда» – 29, но 10 из них так и не финишировали. 21 яхта пришла в первый промежуточный порт с повреждениями – погода была ужасной. Последней в Кейптауне финишировала итальянская Vivanapoli. Ее задержала в водах Анголы береговая охрана, обвинив экипаж в шпионаже. Лишь спустя неделю итальянскому послу удалось вызволить команду из плена.

Победителем снова стал Корнелиус ван Ритсхотен на яхте Flyer. Он выиграл гонку с новым рекордом – 120 дней. Во время второго этапа у него случился сердечный приступ, но он приказал команде продолжать гонку. Выиграв второй «Уитбрэд» подряд, он оставил парусный спорт.

1985–1986

Количество яхт стартовавших в сентябре 1985 года снова уменьшилось до 15. Возможно, причиной тому стал спад мировой экономики. Хотя участники получили значительно большую спонсорскую поддержку, чем прежние команды. Все яхты специально строились для этой гонки. Членом одной из команд был известный певец из популярной рок-группы «Дюран-Дюран» Саймон Ле Бон, который прошел не всю гонку, но на борту работал наравне со всеми.

Саймон Ле Бон солирует на мачте

Саймон Ле Бон солирует на мачте

Победителем стала яхта, шедшая под французским флагом – L'Esprit  d'Equipe под управлением Лионеля Пина.

1989–1990

На этот раз старт «Уитбрэда» был перенесен в Саутгемптон. Дистанция возросла на 5000 морских миль, и вместо четырех этапов стало шесть. Гандикап отменили, а участников поделили на три гоночные группы. На старт гонки вышли 23 яхты, одна из них под советским флагом: 80-футовую яхту «Фазиси» с корпусом из алюминиевого сплава построили в грузинском портовом городе Поти. Команда состояла из яхтсменов различных республик Союза. Шкипером стал киевлянин Алексей Грищенко. Ни один из членов команды не имел опыта океанских гонок, поэтому для обучения экипажа был приглашен американец Скип Новак. На первом этапе он был вторым шкипером яхты, затем – ее основным шкипером. На последнем этапе шкипером «Фазиси» был Юрий Алексеев.

Женский экипаж яхты «Maiden»

Женский экипаж яхты «Maiden»

Другой сенсацией гонки стала яхта Maiden (дословно – «дева») с женским экипажем во главе с англичанкой Трэйси Эдвардс. В предыдущем «Уитбрэде» Трэйси была коком на яхте Drum. Снисходительное отношение прессы к женскому экипажу сменилось на восторженное после внушительной победы Maiden в своей зачетной группе на втором этапе.

В этой гонке не обошлось без трагедий. После первого этапа, на стоянке в Уругвае, оборвалась жизнь Алексея Грищенко. Еще один участник гонки погиб на третьем этапе.

Питер Блейк с сыном

Питер Блейк с сыном

«Фазиси» заняла общее одиннадцатое место, Maiden – второе в своей зачетной группе (из пяти лодок-участниц). Победителем стал Steinlager 2 Питера Блэйка.

1993–1994

Пятая гонка была последней, в организации которой участвовал Королевский флот. Начиная с шестой, единоличным владельцем соревнований стала компания «Уитбрэд». Перед шестой гонкой организаторы, совместно с яхтсменами и конструкторами, разработали спецификацию на новый класс судов, специально предназначенных для «Уитбрэда». У конструкторов оставалась свобода в разработке корпуса и киля, но только при соблюдении жестких требований к безопасности. Впоследствии предполагалось допускать к гонке лишь яхты нового класса «Уитбрэд-60» с одинаковой длиной корпуса – 60 футов. Это должно было упростить и определение результатов – исчезла необходимость в гандикапе или делении участников на группы. Однако сначала яхты нового класса решили испытать в смешанной гонке.

Гонка 1993-94, старт 4-го этапа. На переднем плане – яхта «Dolphin»

Гонка 1993-94, старт 4-го этапа. На переднем плане – яхта «Dolphin»

15 участников поделили на два класса. Класс «Уитбрэд-60» представляли десять 60-футовых яхт, построенных по новым правилам (в их числе украинские «Гетман Сагайдачный» и «Одесса»). Все яхты второго класса – «макси» – были длиннее восьмидесяти футов. Конструкторы «шестидесятифутовиков» утверждали, что яхты, построенные по новому проекту, не уступят «макси».

Хотя официально места в гонке определялись отдельно для каждого класса, главной интригой несомненно явилось соревнование между классами. За каждую из сторон сражались лучшие шкиперы мира. Признанные специалисты матчевых гонок новозеландец Крис Диксон и американец Деннис Коннер (победитель Кубка Америки), и один из асов океанских гонок новозеландец Росс Филд шли на яхтах нового класса. На яхтах «макси» выступали призер предыдущего «Уитбрэда» новозеландец Грант Далтон, англичанин Лаури Смит и ветеран «Уитбрэда» француз Эрик Табарли.

Победитель 5-й гонки – новозеландский кеч «Steinlager»

Победитель 5-й гонки – новозеландский кеч «Steinlager»

Победителем в своем классе стала яхта New Zealand Endeavor (Крис Далтон). Кроме того, Далтон установил новый рекорд гонки  – 120 дней и 5 часов – и не преминул заявить репортерам, что его достижения говорят о явном преимуществе яхт «макси». Однако говорить так в целом о гонке вряд ли справедливо: ни у «макси», ни у 60-футовых яхт явного преимущества не было. Да и лучший результат яхты Yamaha (Росс Филд) в классе «Уитбрэд-60» уступил рекорду Далтона всего девять часов. Критики, поднимавшие голоса против решения допустить к следующей гонке только яхты «Уитбрэд-60», заметно поутихли.

1997–1998

Генеральным спонсором седьмой гонки стала и шведская компания «Вольво». Кроме того, было объявлено, что «Вольво» планирует выкупить у компании «Уитбрэд» все права на гонку и сменить ее название на «Volvo Ocean Race». По требованию нового спонсора были организованы две (а не одна, как прежде) стоянки и в США, и в Европе. Кроме того, была восстановлена стоянка в Кейптауне после снятия с ЮАР санкций ООН. В результате число этапов увеличилось до девяти. Подготовка к седьмому «Уитбрэду» велась с небывалым размахом. Были учреждены роскошные призы, в том числе персональные: на каждом этапе шкипера яхты-победительницы ждал новенький автомобиль «Вольво» последней модели.

Впервые к гонке допускались яхты только одного класса. Требования безопасности к новым лодкам были весьма жесткими, и это сильно сказывалось на стоимости их строительства. Затраты на участие в гонке составляли теперь не менее десяти миллионов долларов и для многих команд оказались чрезмерными. На старт вышло всего 10 яхт – меньше, чем когда-либо за всю историю «Уитбрэда». Их поддерживали гиганты мирового бизнеса, такие, например, как «Toshiba». Больше всего денег в подготовку к гонке вложил шведский гигант языкознания «English First», выставивший две команды – мужскую (на яхте EF Language) и женскую (EF Education).

Яхта Merit

Яхта Merit

Впервые за гонкой можно было наблюдать в реальном времени – в сети Интернет. Впервые телевидение освещало гонку ежедневными репортажами.

Несомненными фаворитами считались яхты Merit Сuр и Toshiba. Первой управлял Грант Далтон, второй – Крис Диксон, а одним из руководителей синдиката Toshiba был знаменитый Деннис Коннер. Предрекали победу и Лаури Смиту, возглавлявшему в этот раз экипаж Silk Cut. Шансы Росса Филда на America's Challenge тоже считались высокими. Однако первый этап неожиданно выиграла яхта EF Language, которую вел американец Пол Кайярд. Он участвовал в Кубке Америки, имел шесть мировых чемпионских титулов и четыре приза в океанских гонках. Но в «Уитбрэде» принял участие впервые и занял лишь шестое место в «квалификационной» Фастнетской гонке (ее победителем в классе «Уитбрэд-60» стал Грант Далтон).

Пол Кайярд на EF Language и стал победителем этой гонки.

Как только стихли пышные чествования победителей, было официально объявлено о покупке концерном «Вольво» кругосветной парусной гонки у компании «Уитбрэд».





Написать комментарий


Текст комментария:










Фильтры для воды Atoll Системы обратного осмоса.Насос pedrollo pkm 60 смотрите на pedrollo.su.Honeywell d04fs еще здесь.
















111