РЕКЛАМА:
a-contract.ru
Инфо-партнер:
В большом ассортименте: корректор для маникюра от лидеров отрасли

С чего начать

02 Сентября

CHECK IN - CHECK OUT

Фото Владимира Кузнецова

Фото Владимира Кузнецова

CHECK IN

Процедура check in – это общение с ответственным представителем чартерной компании, который показывает, что и где на лодке находится. Он рассказывает об особенностях тех или иных устройств, объясняет и показывает, как они работают. Сотрудник часто заинтересован в том, чтобы как можно быстрее освободиться и заняться другими клиентами… И тут важно лично убедиться, что все, что он показал, действительно работает.

Проблема начинающих яхтсменов – боязнь показаться некомпетентным. Принимая лодку, они спешат сказать, что им все ясно, и легко могут не заметить, что прибор не работает, механизмы заедают, а проводка такелажа не соответствует объяснениям. Чартерные круизные яхты похожи друг на друга, тем не менее многие элементы в них могут иметь существенные различия – и здесь не надо стесняться спрашивать. Представитель компании и сам может "давить" на клиента, делая вид, что не понимает его.

Другая проблема неопытных яхтсменов: они считают, что если лодка новая, то она обязательно исправна. Это иллюзии. Яхты эксплуатируются в разных условиях и отдельные узлы изнашиваются по-разному. Даже новые (то есть примерно годовалые) яхты могут иметь те или иные повреждения, поломки и недостатки.

Приборы

Характерные проблемы приборов, как управления судном, так и навигационных – плохие контакты и сбои в электронике. Как-то, принимая яхту, мы заметили, что в марине приличный ветер, а анемометр показывает 1–3 узла. Пришлось довольно настойчиво требовать вызова ремонтника, который нашел проблему в контактах и устранил ее. В другой раз анемометр отказывался показывать скорость ветра в узлах, хотя указание в метрах в секунду было похожим на реальность.

На стоянке в марине трудно проверить работу автопилота. Однако если вы идете небольшим экипажем и на значительные расстояния, не поленитесь выйти из марины для проверки.

Неисправная подсветка приборов создает неудобства в ночных переходах. Принимая яхту, это легко не заметить, так как check in проводится днем. Гораздо хуже, если не работают ходовые и прочие огни. На это следует обратить особое внимание: перегоревшие лампочки – обычное дело.

Механические приборы, вроде барометра, подвержены коррозии. Сырой морской воздух столь агрессивен, что даже почти новый (меньше года) барометр может "прикипеть" своей стрелкой к циферблату и показывать постоянное давление.

Путевые компасы (если их два, как на двухштурвальных яхтах) нередко показывают разное направление на север. Отклонение может достигать и полутора десятков градусов. Устранить неполадку в этом случае быстро не получится, но надо договориться с экипажем, какой компас считать "главным".

Если надписи на электрощите на неизвестном вам языке, нужно узнать перевод и сделать собственные наклейки (удобно использовать малярный скотч). Дело это несложное, но важное, особенно когда квалифицированная часть команды вся работает в кокпите, а включить/выключить тумблер послан неопытный член экипажа…

Что касается GPS и чарт-плоттеров, то до выхода в море проверить корректность их работы вряд ли представляется возможным. Хорошо иметь свой собственный GPS-терминал. Во-первых, вам будет известна его погрешность, а во-вторых, к нему не надо заново привыкать.

Закрутки, стопоры, лебедки и другое оборудование

Заклинивание и сбои в работе закруток и приводов может быть вызвана рядом причин, чаще всего такое случается из-за повреждения  тросов.

Сломанная лебедка по внешнему виду не отличается от исправной. Из-за неправильного обслуживания может выйти из строя механизм даже сравнительно новой лебедки. Не поленитесь поработать всеми лебедками перед выходом в море. Проверьте, как перемещаются по погонам каретки стаксель и грота-шкоты.

Яхта сделана на заводе, но обслуживается она коллективом чартерной компании, а человеку свойственно ошибаться. Как-то раз мы обнаружили, что стаксель-шкот ошибочно проведен в кокпит под видом троса закрутки грота. Сотрудник чартерной компании был крайне удивлен этим открытием.

Швартовы и прочие "веревки", смотанные в бухты, полезно вынести на пирс и размотать. Канаты бывают гнилые, с растрепанными концами. Когда они уложены в рундуки и прикрыты другими предметами, этого не видно. Если в марину проходит волна, – даже новые канаты перетираются примерно  посередине своей длины. Такое случается, когда лодку часто швартуют на "серьгу" и новый канат успевает перетереться о причальное кольцо. Если вы находитесь в приливных водах, то думать о сохранности швартовых концов надо не только во время приемки лодки, но и при последующих швартовках (особенно при швартовке у стенки). Делать это, как в неприливных водах – на "серьгу", – непозволительная роскошь. В таких условиях лучше швартоваться с использованием огона на конце: тогда перетираться будут только концы швартовых, и они, постепенно укорачиваясь, прослужат гораздо дольше.

Однажды один канарский яхтсмен, видя наши истрепанные веревки, посоветовал использовать швартовые концы, усиленные с краев цепями. Впрочем, такие концы, вероятно, большая редкость на чартерных яхтах.

Необходимо убедиться, что якорная лебедка не только есть в наличии, но и работает. Важно также выяснить длину якорной цепи и расстояние до меток, если таковые имеются. Распространенная проблема якорной цепи – она вся покрыта солью и плохо уходит из якорного ящика, потом плохо в него укладывается. Проверьте, закреплен ли ее конец. Будет довольно глупо потерять якорь вместе с цепью на стоянке.

Паруса и бегучий такелаж

Обязательно надо осмотреть паруса, шкоты и фалы. Для разных регионов характерны разные погодные условия. В Хорватии, например, мы приняли лодку, которой было уже несколько лет, но паруса сохранились идеально. Возможно, ими почти не пользовались (Из-за слабых ветров Адриатику кто-то назвал "дизельным морем"). А вот на Канарских островах, к примеру, наоборот, трудно сохранить паруса в хорошем состоянии хотя бы до конца сезона.

Для проверки не бойтесь полностью развернуть паруса непосредственно у причала. Если на парусах нет очевидных повреждений, посмотрите на швы. Потрепанные нитки и другие дефекты, может быть, не повод настаивать на замене части оснастки или всей арендованной яхты, но вы, тем не менее, сможете сделать вывод о допустимой нагрузке на тот или иной парус в свежую погоду без риска повредить его.

Комплектность

Для проверки комплектации лодки чартерная компания предлагает свой контрольный перечень (check list). Число указанных в нем позиций от компании к компании может различаться. Часто он не включает отдельные стандартные пункты, поэтому важно не забыть проверить и то, чего в нем нет. Так, однажды на принимаемой лодке отсутствовали штормовые леера (очень бы пригодившиеся в дальнейшем). Как-то раз в комплекте отсутствовали весла для тендера, и хотя они входили в список, пришлось долго и настойчиво напоминать о них представителю чартера.

Особое внимание следует обратить на спасательное оборудование, его расположение на лодке, исправность и дату последней проверки. Обязательно выяснить, где лежат инструменты и запасные части.

Мотор

Наши возможности проверить двигатель весьма ограниченны. Мы можем включить его, убедиться, что он работает, а струя воды из системы охлаждения выходит за борт. Кроме того, нужно проверить уровень масла, уровень воды и посмотреть, нет ли лужи под мотором.

Важно уточнить максимально допустимое число оборотов двигателя, оптимальный режим его работы, потребление топлива, объем топливного бака, а также убедиться в наличии ключа для открывания лючков топливного и водяных баков.

Подвесной мотор для тендера тоже надо завести. Обратить внимание следует в том числе, на целостность предохранительной шпильки гребного винта. Шпилька разрушается при повреждении гребного винта, предотвращая тем самым повреждение двигателя. В этом случае винт будет свободно вращаться на своей оси, не будучи связанным с мотором. Понятно, что таким мотором, во-первых, невозможно пользоваться, а во-вторых, вас потом обвинят в его поломке.

Документы

Некоторые чартерные компании (особенно этим грешат австрийские и немецкие) "забывают" обеспечить яхту документацией на английском языке. Кроме того, попросите показать, какие именно документы следует демонстрировать портовым властям и полиции (регистрация, страховка и прочее).

Бытовые помещения

Обязательно надо проверить запорные краны в санузлах и положения, в которых они закрыты и открыты. Так, например, на одной из наших лодок запорный кран на фекальном баке был установлен в неправильное положение (то есть традиционное "закрыто" было на самом деле "открыто"). О последствиях догадаться не сложно.

Заведите собственный чек-лист с указанием всего, что нужно проверить, и основных характеристик лодки. Домашняя заготовка надежнее стандартного перечня чартерной компании.

После осмотра лодки представитель предложит вам подписать их чек-лист. Внимательно изучите его! Все обнаруженные и не устраненные или не подлежащие устранению повреждения корпуса лодки, ее элементов и оборудования должны быть внесены в итоговый документ. (Это, конечно же, не касается тех повреждений, которые влияют на безопасность, и должны быть устранены до начала плавания).

Не замеченные во время приемки и не вписанные повреждения могут быть поставлены вам в вину во время check out. Кроме того, итоговый документ может содержать некоторые дополнительные условия по чартеру, – например, то, что лодка должна быть возвращена не позднее такого-то времени, такого-то дня. За опоздание вас оштрафуют.

CHECK OUT

По возвращении из плавания роли меняются. Теперь чартерная компания в лице своего представителя будет дотошно проверять лодку. Если поводов для наложения штрафа не найдется, то депозит в целости и сохранности вернется к вам. Если в лодке что-то не так, лучше сообщить об этом чартерному агенту сразу.

По форме процедура check out может быть различна. Бывает так, что лодка подвергается доскональному осмотру: днище обследует аквалангист, борта тщательно моются для облегчения поиска возможных повреждений корпуса, с пристрастием осматриваются паруса, веревки, лебедки, проверяются приборы, мотор, подвесной мотор, комплектность. Короче, делается все то, что обычно делает клиент перед выходом в море. Только с большей придирчивостью, которая, кстати, иногда выходит за рамки разумного. Как-то представитель чартерной компании указал нам на скол на полу в каюте, назвав это проблемой и намекая на возможность штрафных санкций. Конечно же, во время check in этот скол не был замечен, да и кому придет в голову рассматривать царапины на полу. И хотя нам все-таки удалось доказать, что скол не был свежим, неприятный осадок остался.

Впрочем, надо отдать должное такой дотошности: видя, как чартерная компания проводит check out, понимаешь, как на самом деле компания относится к своему флоту и насколько безопасно плавание на ее лодках. Бывает и так: агент, мельком осмотрев лодку, кивнул и удалился. Check out окончен.

В завершение полезно заметить: выходя в море, вы ответственны за свою жизнь и жизнь тех, кто с вами на лодке.



Кузнецов Юрий


Написать комментарий


Текст комментария:



























111