РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:
На веб-сайте finanz.ru Вы отыщите все про акции СОЛЛЕРС, самые важные данные

С чего начать

29 Августа

Сигналы бедствия

powerboat-world.com

Передатчик EPIRB | powerboat-world.com

От «бутылочной почты» до передатчиков EPIRB

В разные времена придумывались различные способы сигнализации. Самый романтичный из них, неоднократно описанный в литературе - "бутылочная почта".  Способ, прямо сказать, ненадежный, но привлекательный (не случайно сейчас он превратился в своего рода игру - существует даже международный клуб любителей "бутылочной почты", и время от времени кто-нибудь пускает в плавание по Мировому океану бутылки с письмами).

Для подачи сигналов бедствия, когда суда находились в прямой видимости, что в условиях Старого Света было весьма вероятным, использовалась и стрельба из пушки, и создание дыма, и различные сигналы флагами.

С появлением радиосвязи многие проблемы при бедствии в море были решены. Но не все - при всем прогрессе радиосвязи все же необходимо было участие человека, требовалось довольно большое время на подачу сигнала бедствия, а его прием не был гарантирован.

Ситуация начала меняться кардинально с развитием космических технологий. Создание системы автоматических маяков, срабатывающих в случае аварии, позволило спасательным службам сделать гигантский шаг вперед – сигнал бедствия передавался уже без участия человека. Однако то, что спасатели должны были находиться в зоне уверенного приема сигнала, снижало эффективность поиска. Кроме того, маяк не давал возможности идентифицировать источник сигнала.

Все эти вопросы были учтены при разработке следующего поколения аварийных маяков. Теперь для полного охвата земной поверхности была создана спутниковая система, использовавшая частоту 406 МГц. Частота 121,5 была слишком забита посторонними сигналами. Цифровой сигнал 406 МГц мог быть слышен из любой точки Земли и давал возможность однозначно определить источник – терпящий бедствие летальный аппарат или судно.

Разработка системы заняла несколько лет. Одновременно над решением похожих задач работали  и в Советском Союзе, и на Западе. В СССР разрабатывалась система КОСПАС, в США, Канаде и Франции – SARSAT. Спустя некоторое время после начала разработки стало очевидно, что проекты, во-первых, весьма дороги, во-вторых, по сути, повторяют друг друга. В 1979 г. было решено объединить КОСПАС и SARSAT, что было непростым решением на фоне «холодной войны».

Вся система была сдана в эксплуатацию в 1984 г. И сразу после этого началась ее модернизация. К частоте 406 МГц была добавлена частота 121,5, чтобы можно было использовать маяки, которые уже находились в эксплуатации.

Изначально КОСПАС-SARSAT предназначалась для летчиков, но в 1986 г. IMO приняла решение о переводе на стандарт 406 МГц морских аварийных буев. КОСПАС-SARSAT вошла в состав Глобальной морской системы связи безопасности (ГМССБ). Все морские суда с этого момента стали оснащаться маяками 406 МГц. С этого времени развитие электронных автоматических систем для спасения на море получило новый импульс.
Сейчас  в состав ГМССБ входят несколько устройств. Это радиолокационный спасательный ответчик SART, радиостанция УКВ (VHF) стандарта DSC-EPIRB, спасательный буй EPIRB (406 МГц), персональный спасательный передатчик ELT/PLB (121,5 МГц).

Радиолокационный спасательный ответчик (SART, Search and rescue radar transponder) – это приемопередатчик на частоте 9 ГГц, который активируется в зоне действия радиолокатора спасательного судна. Он позволяет найти терпящих бедствие на небольших дистанциях – около 8 морских миль. Когда спасательное судно приближается на эти 8 миль (то есть появилось из-за горизонта), SART начинает «видеть» сигнал от радара на этом судне. Получив этот сигнал, транспондер излучает свой сигнал, который виден на экране радара спасателей как яркая отметка.

Радиостанция  УКВ (VHF) стандарта DSC-EPIRB для района А 1 – это сегодня основное средство подачи сигнала бедствия на яхтах прибрежного плавания. Район А 1 означает, что радиостанция работает на дальность 30-35 миль и, соответственно, судну рекомендуется не уходить дальше этой дистанции от береговых радиостанций службы спасения. Радиостанция автоматически связана с GPS  и всегда «знает», где находится судно. Кроме того, радиостанция «знает» название судна и его позывной (MMSI). В случае бедствия экипажу яхты достаточно нажать одну кнопку (Distress Call), чтобы немедленно передать в эфир сигнал бедствия со своими координатами и названием судна.

Аварийный радиобуй (EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) – это плавающий передатчик для подачи сигнала бедствия и пеленгации поисково-спасательными силами терпящих бедствие плавсредств, летательных аппаратов (emergency locator transmitter) и людей (PLT, Personal locator transmitter) на суше и на море. В отличие от радиостанции этот буй (с частотой 406 МГц) «виден» не только в прибрежных районах, а во всей зоне покрытия КОСПАС-SARSAT. То есть он надежно работает от 70º южной широты до 70º северной широты.

Чтобы сигнал бедствия был получен спутником, нужно дождаться, когда спутник пролетит над районом бедствия. Это может произойти немедленно, а может занять несколько часов в зависимости от района. EPIRB современной конструкции «знает» свои координаты и название судна. Плавающий на поверхности моря EPIRB можно заметить по ярко-белому мигающему огню – стробоскопу.

Персональный спасательный передатчик ELT/PLB (Personal Location Beacon 121,5  МГц) – относительно новое спасательное средство. От EPIRB этот приборчик отличается тем, что не требует регистрации и приписки к какому-то конкретному судну. Члены экипажа яхты могут использовать его как индивидуальное средство. Многие спасенные яхтсмены имели при себе это устройство на спасжилете или в кармане комбинезона PLB, что позволило им передать цифровой сигнал бедствия, даже когда судно было уже потеряно.

К сожалению, наличие этих приборов на современных судах не гарантирует спасения всех экипажей. И хотя все эти приборы надежны, хорошо защищены на случай пожара и попадания в воду, но яхты продолжают пропадать в море достаточно регулярно. Тем не менее, несмотря на то, что полностью исключить случаи потери судов КОСПАС-SARSAT пока не может, наличие EPIRB на борту яхты уже не раз оправдывало последнюю надежду моряков. Так что никогда не будет лишним, отправляясь в плавание, пристегнуться на все «ремни безопасности».



Кузнецов Юрий


Написать комментарий


Текст комментария:



























111