С чего начать

28 Августа

Навигация для "чайников". (Урок 5, часть первая)

Международная система навигационных ограждений.
Инструкция к применению.

Для ограждения навигационных опасностей и обозначения безопасных проходов (фарватеров) и указаний особых участков акватории большинство стран мира использует общепринятую систему знаков навигационной обстановки. Стандарты таких знаков разработаны и поддерживаются международной организацией IALA – (International Association Lighthouses Authorities). Они нанесены на морские карты и помогают проводить судно вблизи различных опасностей. Акватория мирового океана условно разделена на два больших региона: регион А и регион В. К региону В принадлежат районы Северной и Южной Америки, Корея и Филиппины. Сегодня мы рассмотрим регион А, в котором мы, собственно, и находимся и к которому относятся Европа, Азия и Африка.


Все знаки навигационной обстановки имеют следующие характеристики: форму, цвет, характеристики огней и звуковых сигналов. Зная эти параметры, можно надежно идентифицировать любой знак, увиденный в море и на морской карте.

Рис. 1

I. Латеральные знаки (lateral marks) (рис. 1)

С помощью латеральных знаков обозначают фарватеры (безопасные проходы). В регионе А это выглядит так: для судна, следующего в порт со стороны моря по фарватеру, по левому борту от него будут знаки красного цвета, а по правому борту – зеленого.

Рис. 2


Если направление буя неочевидно, то на карте оно обозначено следующим образом  – рис. 2. Это значит, что если судно следует по фарватеру курсом в направлении, указанном на карте, то красные буи должны быть у него по левому борту, а зеленые – по правому.


Латеральные знаки могут быть в форме вехи, пирамиды с широким основанием, конуса или трапецеидальных буев. Латеральные знаки левой стороны фарватера, кроме красной окраски, в качестве верхней фигуры имеют усеченную трапецию и в условиях ограниченной видимости – красный проблесковый огонь.

Рис. 3


Знаки правой стороны фарватера, окрашенные в зеленый цвет, характеризуются треугольной формой верхней фигуры и в условиях ограниченной видимости светятся зеленым проблесковым огнем. На рис. 3 можно увидеть, как на картах изображаются латеральные знаки и направление буя.

II. Кардинальные знаки (cardinal marks) (рис. 4)

Рис. 4

Кардинальные знаки ограждают навигационную опасность и указывают, с какой стороны ее можно безопасно обойти. В данном случае опасность – это отмели, подводные или надводные камни, затонувшие на малой глубине корабли и т. д. Кардинальные знаки проассоциированы с основными направлениями компаса по частям света и отличаются друг от друга окраской, формой верхней фигуры и характеристиками огней.

1. Северная кардинальная марка (north cardinal mark) (рис. 5)

Рис. 5


Эта марка говорит моряку о том, что ее необходимо обойти с севера. Она имеет черно-желтую раскраску (сверху-вниз). Форма верхней фигуры – два черных треугольника, идущие вершинами вверх. Характеристики огня: быстро мигающий белый. На карте изображается, как на рис. 6.

Рис. 6

2. Восточная кардинальная марка (east cardinal mark) (рис. 7)

Рис. 7

Этот знак говорит моряку о том, что ее необходимо обойти с востока. Раскраска (сверху вниз): черный-желтый-черный. Форма верхней фигуры – два черных треугольника, направленные вершинами друг от друга. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по три вспышки. На карте изображается, как на рис. 8.

Рис. 8

3. Южная кардинальная марка (south cardinal mark) (рис. 9)

Рис. 9


Говорит моряку о том, что её необходимо обойти с юга. Раскраска (сверху вниз): жёлтый-черный. Форма верхней фигуры – два черных треугольника вершинами вниз. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по шесть вспышек плюс одна длинная вспышка. На карте изображается как на рис. 10.

рис. 10

4. Западная кардинальная марка (west cardinal mark) (рис. 11)

Рис. 11


Этот знак следует обходить с запада. Раскраска (сверху вниз): желтый-черный-желтый. Форма верхней фигуры – два черных треугольника, направленные вершинами навстречу друг другу. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по девять вспышек. На карте изображается, как на рис. 12.

Рис. 12

Если марка дополнительно оборудована каким-то звуковым сигналом на случай тумана, например колоколом или свистком, то это отмечено на карте рядом с маркой.

Знак изолированной опасности (isolated danger mark) (рис. 13)

Рис. 13


Знак изолированной опасности ставится непосредственно на месте опасности. Он может предупреждать об одиночной скале, надводной или подводной опасной отмели и т.д. Раскраска (сверху вниз): черный-красный-черный. Форма верхней фигуры – два черных шара. Световая характеристика: группа из двух белых вспышек.
Как выглядит знак изолированной опасности на карте, смотрите рис. 14.

Рис. 14

Safe water mark (рис. 15)

Рис. 15


Красно-белая марка обозначает обычно начало безопасных проходов (фарватеров). Световая характеристика: цвет белый, периодичность может быть различна и обозначена на карте. На карте выглядит следующим образом – рис. 16.

Рис. 16

Специальные марки (Special marks) (рис. 17)

Рис. 17


Эти марки обычно обозначают какие-то особые зоны в акватории – например, зоны, где идут подводные кабели, полигоны субмарин, а также зоны, отведенные для воднолыжников и гидроциклов. В любом случае если на карте какая-то зона ограничена специальными марками, то там же, на карте, всегда есть объяснение, что именно они ограждают (рис. 18). Специальные марки окрашены в желтый цвет, форма верхней фигуры – косой крест. Световая характеристика: желтые вспышки.

Рис. 18



Федоров Алексей