РЕКЛАМА:
a-idea.ru
Инфо-партнер:
iledebeaute.ru: корректор для глаз с доставкой

С чего начать

27 Августа

Навигация для "чайников". (Урок 2)

Прокладка курса

Курс, то есть направление движения судна, – важнейшее понятие навигации. Без прокладки курса вы не знаете, куда идет (или пойдет) ваша яхта.
Курс бывает компасным, магнитным и истинным.

1. Истинный курс (True Course)


Морская карта всегда ориентирована по частям света следующим образом:
Верх – на географический Северный полюс (True North)
Низ – на географический Южный полюс (True South)
Правая сторона – на восток (East)
Левая сторона – на запад (West)
Направление любой прямой линии, проведенной на карте, можно задать углом, который эта линия составляет с истинным меридианом, отсчитанным по часовой стрелке. Иными словами, любое направление на карте меркаторской проекции можно задать его углом с направлением на истинный север.
 
Если яхту надо провести по морю из точки А в точку В, то мы соединяем эти две точки прямой линией со стрелкой, которая указывает направление движения (это стандартное обозначение), и говорим, что истинный курс (True Course) яхты 79ºТ. Буква Т (True) говорит о том, что курс 79º истинный, то есть, отсчитан по часовой стрелке от направления на географический север (или от истинного меридиана).

Представим, что надо провести яхту с острова Тенерифе (от маяка Лос-Кристианос (Los Cristianos) – точка A) на южную оконечность острова Хиерро (de Hierro) на маяк Пунта де ля Рестинга (Punta de la Restinga) – точка В.
Тогда координаты маяка Лос-Кристианос будут 28º02,5'N, 16º43,5'W
Координаты маяка Пунта де ля Рестинга – 27º39'N, 17º59'W
Расстояние 70,5 n.m.

Бретонский прокладчик (Breton Plotter)

Для того чтобы легко и быстро измерять углы от истинного меридиана на карте и строить прямые заданного направления, существует прекрасный навигационный инструмент – Бретонский прокладчик (Breton Plotter). Он состоит из неподвижной линейки и вращающегося диска. По оси неподвижной линейки всегда указано направление (это изображение корпуса яхты или стрелка). Окружность вращающегося диска разделена на 360º, указано направление на север N. Также на диск нанесена ортогональная сетка, для того чтобы легко устанавливать указатель N диска по направлению истинного севера.

Пользоваться прокладчиком очень просто.
1. Приложите прокладчик к начальной и конечной точке пути яхты так, чтобы стрелка-указатель на прокладчике совпадала с направлением движения яхты.
2. Вращая подвижный диск, совместите линию N-S диска с любым меридианом на карте таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3. Напротив указателя «ноль» на оси прокладчика с диска считайте значение курса в градусах.

С помощью Бретонского прокладчика легко решается другая важная задача: из точки А проложить курс нужного значения. Порядок действий в данном случае обратный.
1.  Напротив нуля на неподвижной части прокладчика, вращая диск, устанавливаем нужное значение курса в градусах. Больше диск ни в коем случае не трогаем и следим за тем, чтобы он оставался неподвижным.
2. Располагаем прокладчик на карте так, чтобы кромка линейки проходила через точку А, а линия N-S диска совпала с любым меридианом на карте, таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3. Чертим курс.

Вернемся к нашей карте.
1.  Приложим прокладчик так, чтобы он соединял маяк Лос-Кристианос с маяком Пунта де ля Рестинга и указатель направления на нем смотрел в сторону движения яхты (то есть от Тенерифе к острову Хиерро).
2.  Вращая подвижный диск, совместим линию N-S с любым меридианом на карте таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3.  Напротив указателя «ноль» на оси прокладчика виден курс: 250,5ºТ.
Задача выполнена. Мы проложили истинный курс, по которому предстоит вести яхту.

Отметим самое главное:
1.  Истинный курс (True Course) изображается на карте меркарторской проекции прямой линией.
2.  Угол, образованный этой линией с любым истинным меридианом, отсчитанным по часовой стрелке, есть величина курса.
3.  Значение курса может лежать в пределах от 0º до 360º. Это хорошо видно, если посмотреть на компасную розу карты.

Магнитный курс (Magnetic Course)

В реальной жизни нам приходится вести яхту в море, используя путевой магнитный компас (Stearing Compass), который уже много столетий является для моряков основным указателем направления. Стрелка компаса всегда указывает на Северный полюс, что дает возможность рулевому выдержать нужное направление в отсутствии каких-либо ориентиров, что, впрочем, обычное дело в открытом море.

Но существует одна проблема. Северный географический полюс и магнитный не совпадают. Поэтому, если мы, готовясь к морскому переходу, проложили на карте нужный нам истинный курс, нельзя указать рулевому, чтобы он вел судно по этому курсу, ориентируясь на магнитный компас. Сначала необходимо учесть разницу в направлениях истинного и магнитного меридианов и правильно перевести проложенный истинный курс в магнитный, учтя вариацию магнитного поля Земли. Данные для вычисления вариации берутся, как всегда, с ближайшей компасной розы.
Вычисленное значение вариации возьмем из предыдущего урока – 7º23'W.

Существует простое правило: при переводе истинного курса в магнитный западную вариацию надо прибавить, а восточную вычесть, а при переводе магнитного курса в истинный, наоборот, западную вариацию вычесть, а восточную прибавить.

Истинный курс был определен как 250,5ºТ, – таким образом, магнитный курс, который должен держать рулевой, чтобы привести яхту от Лос-Кристианос к Пунта де ля Рестинга, будет 250,5ºТ + 7º23' = 257º28'М (буквой М обозначается магнитный курс).

Пример 1. Допустим, мы проложили на карте истинный курс 125ºТ, вариация магнитного поля для данного места и года составляет 12º30'W. Магнитный курс, который надо задать рулевому, окажется 125ºТ + 12º30' = 137º30'М.

Пример 2. Магнитный курс 225ºМ, вариация 12º30'W, истинный курс, который мы проложили на карте, – 212º30'Т.

Девиация и компасный курс

Компасный курс – это направление, которое указывает путевой компас движущегося судна. Строго говоря, компасный курс и магнитный курс – это разные вещи. Совпадать они могут только в том случае, если на яхте нет металлических деталей с магнитными свойствами, источников электричества и электронных приборов, т. е. предметов, которые могут влиять на показания магнитного компаса. Можно сказать, что девиация – это искажения в показаниях магнитного компаса, которые обусловлены самим судном и предметами, принесенными людьми на борт.

Классическим примером явления девиации может служить эпизод из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», когда кок Негоро (впоследствии Себастьян Перейра) подложил топор под нактоуз корабельного компаса, тем самым сбив шхуну «Пилигрим» с курса до такой степени, что вместо западного побережья Южной Америки она оказалась у восточного берега Африки.

На современных яхтах девиация обусловлена, в первую очередь, судовой двигательной установкой (много металла и магнитных полей от генератора), электропроводкой и радиостанцией.  Путевой компас имеет настроечный (юстировочный) механизм, и специально обученные люди, как правило, еще на верфи, юстировкой компаса сводят девиацию на нет или приводят ее к минимальному значению.

Таблица девиации

Таблица девиации

Для практики необходимо знать следующие вещи.
1. Если максимальное значение девиации превышает 6º, нужно обратиться к специалисту для юстировки компаса.
2. Старайтесь не подносить близко к компасу включенные КПК и мобильные телефоны, а также любые железные предметы.
3. Если значения девиации на яхте больше 2–3º, то, пользуясь таблицей, учитывайте ее при переходах свыше 20–30 морских миль.

Наглядно можно понять природу девиации и то, как с ней обращаться, применяя простой и доступный метод, с помощью которого легко самостоятельно составить таблицу девиации для своей яхты.


Условия эксперимента: яхта находится в штилевую погоду в защищенной бухте (без ветра и волнения). Возьмите на длинном конце (20–30 м) на буксир за кормой свою надувную лодку и посадите в нее приятеля с ручным компасом. Отберите у него все металлические предметы и модные электронные гаджеты. Некоторое время по прямой на малом ходу (1–2 узла) пройдите курсом 0ºМ. Приятель запишет показания своего компаса. Возьмите курс 45ºМ – приятель в лодке сделает измерения для этого курса, и так далее через 45º полный круг до 360º.

Сравнивая показания ручного компаса, свободного от девиации (т. к. в резиновой лодке нет металла, и у приятеля тоже нет металлических предметов и мобильника), с курсами, которые были замечены на путевом компасе яхты, вы получите поправки на девиацию для каждого курса от 0º до 360º (с шагом в 45º) и сможете построить график. Это и будет таблица девиации вашей яхты.

                   
Правила учета девиации:

При переводе магнитного курса (М) в компасный (С) западная поправка (W) прибавляется, а восточная (Е) вычитается.

При переводе компасного курса в магнитный: нужно действовать наоборот – западная поправка (W) вычитается, а восточная поправка (Е) прибавляется.

Таким образом, мы выяснили, как учитывать девиацию и вариацию, т.е. мы теперь способны: зная компасный курс, вычислить истинный и проложить его на карте.
Проложив на карте истинный курс, мы можем пересчитать его в компасный, т.е. сказать рулевому, какой курс держать.

Пример 1. На компасе яхты – курс 90º. По таблице девиации находим поправку: 4ºЕ.
90ºС+4ºЕ=94ºМ – магнитный курс.
Вариация магнитного поля для взятого нами района и года = 7º23'W.
94ºМ-7º23' W = 86º37'Т – истинный курс.

 



Федоров Алексей


Написать комментарий


Текст комментария:

Игорь  |  15:12, 17 января 2015 Алексей здравствуйте! Если возможно то будьте добры проясните )) "чайнику" ситуацию: во 2-м уроке в правилах учета девиации при переводе М в С западная поправка - ПРИБАВЛЯЕТСЯ, восточная наоборот - ВЫЧИТАЕТСЯ !
Но в третьем уроке сразу после рис 8. сказано дословно следующее - Напомним правило: при переходе от магнитного пеленга к истинному западное склонение ВЫЧИТАЕТСЯ, а восточное ПРИБАВЛЯЕТСЯ.
Что является верным утверждением?


















Проекты домов из бруса 8х8 на www.srub-stroi.ru. | Борьба с клопами еще на сайте.








111