РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:
На портале finanz.ru Вы найдете мировые индексы в реальном времени, вся последняя информация.

С чего начать

08 Августа

Профессия - шкипер

Фото Владимира Кузнецова

Фото Владимира Кузнецова

Все больше и больше людей в России начинают увлекаться яхтингом. Расширяется и георграфия яхтенных плаваний: уже не редкость встретить российских людей, проводящих отпуск под парусом на Средиземном или Карибском море, на Канарских или Сейшельских островах, у южных пределов Американского континента...


Увлечение наших соотечественников путешествиями под парусом не ограничивается отдыхом на яхте. Тот, кто открывает для себя мир яхтинга, хочет, естественно, быть своим в этом мире, а значит, уметь управлять яхтой самостоятельно. Не оставляют равнодушным и многочисленные регаты - любительские и профессиональные.

Начинаешь думать: а почему бы не участвовать в них самому? На управление яхтой нужны права, и многие российские граждане, недавно пришедшие и не имеющие собственных яхт в России, предпочитают получать международные права в зарубежных парусных школах, где обучают на яхтенного капитана - шкипера.


Яхтенные права - сертификаты - получают не только любители: в последние годы в России появилась новая профессия - яхтенный шкипер. На них возник спрос: они нужны хозяевам парусных и моторных яхт. Шкиперов нанимают на постоянную работу и даже вкладывают средства в их обучение.


Шкипер шкиперу рознь, "разрядная шкала" профессиональных шкиперов чрезвычайно широка: от шкипера-сезонника, работающего в чартерной компании в каком-нибудь курортном местечке, до капитана роскошной мегаяхты или шкипера профессиональной компанды, участвующей в крогосветной гонке (например, Volvo Ocean Race или Кубке Америки). И любая ступенька этой лестницы вам доступна, если вы упорны в своих намерениях и умеете ладить с людьми.


С чего же начать, как долог путь до шкипера, каковы затраты на этом пути и на что можно рассчитывать в итоге?


В мире яхтенного бизнеса значительное место занимают чартерные компании. Они предоставляют яхты для фрахта и, если надо, обеспечивают клиентов шкиперами. Крупнейшие чартерные компании, такие, как Mooring's, VTM, Sun Sail, имеют свои яхты в различных уголках нашей планеты, во всех самых привлекательных для морских путешествий местах. Их флот насчитывает сотни яхт. Таких компаний в мире несколько десятков, и они известны всем, кто вовлечен в этот бизнес. Кроме этих транснациональных гигантов, в каждой развитой стране, имеющей выход к морю, существует множество национальных компаний, обладающих более скромным флотом. Они и есть первая ступенька вашей новой карьеры. В начале сезона в таких компаниях всегда найдется вакансия в группе ремонта и обслуживания яхт. Поработайте там, изучите устройство различных типов яхт, узнайте слабые места в их конструкции, научитесь управлять яхтами разных типов и размеров, а самое главное - заведите нужные знакомства. Вы узнаете яхтенный бизнес изнутри и в то же время дадите возможность окружающим узнать себя. Это самый прямой путь к цели, но, следуя им, вам придется пройти этап "черной" работы.


Тем, кто хочет избежать этот этап, посоветую другой путь - более приятный.


Проведите пару раз свой отпуск под парусом, фрахтуя яхту с нанятым шкипером в одной той же компании. За две-три недели можно вполне получить основные навыки управления яхтой и начальные знания навигации, а заодно окончательно понять, нравится ли вам яхтинг. Если яхта в самом деле стала вашей страстью, то есть прямой смысл углубить приобретенные навыки, пройдя учебный курс в яхтенной школе и получив права шкипера первой ступени (Day Skipper Practical) по британской квалификации RYA - Британской Королевской яхтенной ассоциации. Почему по британской? Высокий уровень обучения в школах этой ассоциации известен во всем мире и де-факто принят в качестве мирового стандарта. Получив права RYA, вы можете фрахтовать и быть ее шкипером - в любой точке земного шара. Чартерные фирмы и страховые компании во всем мире признают вас как законного капитана яхты длиной до 80 футов и водоизмещением до 240 регистровых тонн. Первая ступень означает, что вы имеете право управлять яхтой в светлое время суток и в знакомых водах.


Походив две-три недели шкипером зафрахтованной яхты, вы смело можете предлагать свои услуги чартерной компании. Вероятность того, что вы получите место, высока. В самом деле, вас знают как спокойного, рассудительного и надежного шкипера (вы всегда возвращали яхту исправной и в срок), вы хорошо изучили местные воды, маршруты, стоянки, марины, местные порядки и специфику, умеете ладить с людьми, согласны на работу в "отъезд", у вас имеется здоровая толика романтики и авантюризма. Одним словом, налицо все качества шкипера.


Зарплата поначалу невелика - 600-700 евро в месяц. Но с каждым сезоном оклад будет расти. Однако если вы всерьез думаете о яхтенной карьере, то на этом этапе вы работаете не ради денег. Ваша цель - приобрести опыт, получить рекомендации и подготовиться к экзамену на высшую ступень RYA - Yachtmaster Commercial.


И на этом этапе у вас есть чему радоваться. Место вашей работы - поистине рай земной: Греция или Италия, Карибские или Сейшельские острова и тому подобное. Вы приобретаете бесценный опыт мореплавателя (каждый месяц "накручиваете" около тысячи морских миль), овладеваете искусством управления яхтами различного типа - однокорпусниками и катамаранами - длиной от 30 до 55 футов. Велико значение и психологического тренинга: каждую неделю у вас новая команда, с которой надо ладить, которой надо управлять и от которой вы узнаете много для себя нового - ведь это люди из разных стран, с разной культурой и разным жизненным опытом. После сезона такой работы можно смело сдавать эказмены на квалификацию Yachtmaster. Этот сертификат - ваш билет в мир большого яхтинга, с этим удостоверением вас охотно возьмет на работу любая чартерная фирма.


Несколько справочных цифр.


1. Курс Day Skipper Practical:
проводится в течение 5-6 дней на борту яхты; стоимость от 600 евро - в зависимости от месторасположения школы RYA.


2. Недельный фрахт яхты на 6 человек стоит 1800-2100 евро в зависимости от района плавания и сезона. Услуги шкипера - 100 евро в день. Питание - дополнительно.


3. Экзамены на квалификацию Yachtmaster Commercial проходят на борту яхты в течение трех дней, их стоимость 200-300 евро. Кроме того, необходимо пройти 3 однодневных курса: радиооператора, первой помощи и выживания в море. Стоимость каждого курса около 100 евро.


Есть и другой путь к заветной квалификации - короткий, но недешевый. Некоторые яхтенные школы имеют с своей программе курсы PST (Proftssional Skipper's Training): за 17 недель они готовят курсанта с нуля до степени Yachtmaster. Стоимость курса 12 тысяч фунтов стерлингов. По окончании курса у вас имеются все необходимые сертификаты, 2500 морских миль практического опыта, включая трансатлантический переход из Англии на острова Карибского моря.


Если вы увлечены яхтингом и получаете удовольствие от длительных путешествий под парусом, то подумайте о работе по перегону яхт. Что может быть лучше! Это яхтенный круиз, за который вы не платите ни копейки, ни цента. Каждый раз вам достается новая яхта, за год вы побываете шкипером 60-футовой только что спущенной на воду яхты Swan, классического двухмачтового кеча, 50-футового катамарана и т.д. Есть шанс попробовать себя шкипером гоночной яхты - участницы кругосветного марафона, когда ее надо доставить к месту старта.


Главное достоинство этой работы - возможность путешествовать по всему миру, доставляя яхты в самые разные точки планеты. География обширнейшая: от Аляски до Антарктиды, по всем морям и океанам, по всем островам и континентам.


Но - терпение: шкипером-перегонщиком становятся  не сразу после получения сертификата Yachtmaster. Сначала необходимо набрать опыт длительных переходов. С этой целью проще всего устроитьтся помощником шкипера на трансатлантический перегон. Многие фирмы занимаются сезонной доставкой яхт из Средиземного моря на острова Карибского бассейна и обратно.


Если такая работа вам по душе, признайтесь себе, что она плохо совместима с семейной жизнью. Вы должны быть легким на подъем - готовым в считанные дни добраиться до Багамских островов, чтобы оттуда отправиться на яхте на Таити.


Совершив несколько океанских переходов и немного освоив астронавигацию, вы можете получить высшую ступень в яхтенной квалификации Yachtmaster Ocean. С таким сертификатом вы имеет право самостоятельно заключать контракты на перегон яхты и набор команды. Независимый шкипер-перегонщик получает полтора евро за одну морскую милю. Помощников подыскать нетрудно: как правило, всегда найдутся яхтсмены, занимающие на иерархической лестнице более низкие, чем вы, ступени и "набирающие" океанские мили для получения квалификации Yachtmaster Ocean. Такие помощники сами оплачивают свои расходы во время перегона яхты.


В заключение несколько советов:


1. Тщательно проверяйте яхту перед тем, как покинуть порт: для некоторых владельцев яхт перегон - удобный способ переправить через несколько границ наркотики или оружие. Бывали случаи, когда шкиперы-перегонщики попадали за решетку прямо с борта перегоняемой яхты.


2. Старайтесь не подходить к странам "третьего мира", так как бедное население этих стран бывает завистливым и агрессивным.


3. Помните, что на вас полностью возложена ответственность за яхту. Опытные шкиперы-перегонщики перед отходом не жалеют времени на то, чтобы убрать ковры, подушки, одеяла, зачехлить обивку и застелить полы из ценных пород дерева.
Шансы получить работу по перегону яхт весьма велики: ежегодно на воду спускается множество новых яхт, которые надо доставить владельцу. Яхты часто меняют хозяев, а те с такой же регулярностью меняют места стоянки своих судов. Так что спрос на шкиперов-перегонщиков есть всегда.

Федоров Алексей


Написать комментарий


Текст комментария:



























111