РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

Ветераны парусного спорта

28 Января

От редакции Интернет-портала "Яхтенный мир ONLINE"

Точно установить дату изобретения паруса в настоящее время не представляется возможным. Но совершенно точно можно сказать, что изобретение паруса должно быть приравнено к изобретению колеса. Колесо и парус созданы для преодоления пространства: в первом случае сухопутного, во втором – водного.

Эпоха паруса насчитывает несколько тысячелетий. Бесстрашные плавания по дальним морям, пересечение океанов в условиях постоянной борьбы с силами природы дали человечеству возможность существенно расширить границы познания.

Особенности управления парусными судами требуют большого внимания к постоянно меняющимся условиям, готовности к быстрой реакции, воспитывают важные черты характера – решительность, смелость, находчивость, волю к победе, из чего складывается своеобразная романтика – романтика мужественных людей, не знающих страха в океане, любящих море больше самой жизни.

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. В 1713 г. Петр после путешествия в Голландию учредил в Петербурге потешный «Невский флот» – прообраз современных яхт-клубов. В 1718 г. был утвержден его устав и флаг. После смерти Петра I в 1725 г. принудительно созданный «Невский флот» постепенно прекратил свое существование.

Детище Петра I, хотя и оставило интересный след в истории парусного спорта, но практически не оказало влияния на развитие яхтинга в России. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии.

Следующим этапом возрождения яхтинга в России можно считать 1846 г., когда государь Николай I издал указ об учреждении Императорского Санкт-петербургского яхт-клуба, созданного по образцу европейских клубов. В его правление вошли представители высших аристократических кругов. Это был, по сути, закрытый клуб, в котором никогда не насчитывалось более 200 членов. Все вновь вступившие в клуб тогда были обязаны приобрести в течение года яхту водоизмещением не менее 10 т. Клуб начинался с пяти яхт, через два года их стало уже 16. Все эти суда ходили под императорским флагом. В 1847 г. была проведена первая гонка. В 1859 г. яхт-клуб прекратил свою активную деятельность, несмотря на то, что парусный спорт привлекал все большее количество поклонников.

После реформ 1861 г. возникли новые экономические условия, и эстафету развития парусного спорта в России продолжили энтузиасты из чиновничества и интеллигенции, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб.

Еще в 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 г. открыл свой первый спортивный сезон. Через пять лет клуб  насчитывал в своем составе около 200 членов и имел спортивный флот – более 80 гребных и парусных судов.

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу последнего десятилетия XIX века любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.

Для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов в марте 1912 г. был создан Российский парусный гоночный союз (РГПС). Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов. 7 апреля 1912 г. РПГС был принят в Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), и в том же году команда России приняла участие в гонках в Стокгольме на Олимпийских играх. Из пяти записанных и допущенных к этим гонкам русских яхт только одна заняла призовое место и вернулась в Петербург с бронзовой медалью.

С 1993 г. Всероссийская федерация парусного спорта признана ИЯРУ (в настоящее время ИСАФ) правопреемником РПГС.

После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей: много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. В начале 20-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйства яхт-клубов. Оказалось, что советский парусный спорт получил в наследство сравнительно небольшое количество яхт, различных и по размерам, и по классам, и по типам вооружений. Это очень затрудняло организацию спортивной работы. Из-за недостатка судов одного класса пришлось вспомнить о гонках с пересадкой рулевых, которые впервые были проведены в России в 1903 г. С конца 20-х годов гонки с пересадкой надолго стали у нас основным видом соревнований – они проводились вплоть до 50-х годов.
Первая попытка провести гонки на первенство СССР была предпринята водным отделом ВСФК в 1924 г. в Ленинграде на военно-морских шестивесельных яхтах. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба «Спартак» (рулевой Б.Б. Лобач-Жученко).

В 1928 г. в программу первой Спартакиады был включен парусный спорт. Это были первые официальные Всесоюзные соревнования. Победителям гонок на этой спартакиаде – кронштадтцу А.К. Бальсевичу (килевые яхты) и представителю Самары Н.А. Мясникову (швертботы) – впервые было присвоено звание чемпиона СССР по парусному спорту.

Создание в 1936 г. Всесоюзной парусной секции (с 1959 г. Всесоюзная федерация парусного спорта)  позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов. Были разработаны и введены такие единые общесоюзные документы, как: «Правила соревнований», «Правила национальной советской классификации яхт», «Программы подготовки яхтенных рулевых» и «Положение об их квалификации».

С 1936 г. начали проводиться Первенства СССР. Два первенства, проведенные до войны (1936–1938 гг.), во многом способствовали развитию парусного спорта в стране.

Большое значение для развития парусного спорта имело и его возрождение в Москве. Вначале московский яхтенный флот составляли несколько швертботов, которые в 1937 г. перегнала в столицу группа ленинградских яхтсменов. А в 1938 г. в Москве было уже более 100 швертботов, четыре яхт-клуба и более 400 яхтсменов, актив которых составил ядро Всесоюзной парусной секции.

К началу 40-х годов парусным спортом в СССР занимались уже тысячи спортсменов. В составе спортивного флота появилось много яхт, построенных по Правилам классификации 1936 г.: килевые крейсерско-гоночные яхты, швертботы для озерного и прибрежного морского плавания, речные гоночные швертботы. Все эти суда были сконструированы и построены в Ленинграде, Горьком, Куйбышеве.

В период Великой Отечественной войны  первенства СССР не проводились, и лишь в 1945 г. было проведено четвертое первенство СССР. В 50-е годы начинают проводиться Всесоюзные соревнования среди юношей.

За период с 1936 по 1952 год парусным спортом стали заниматься практически везде, где только имелись водоемы. Речные яхт-клубы Москвы, Саратова, Перми, яхт-клубы ВМФ в Кронштадте и Севастополе воспитали немало отличных яхтсменов, составляющих славу парусного спорта России.

Об истории парусного спорта, о людях, внесших свой вклад в его развитие, мы будем публиковать материалы на страницах нашего портала. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто может поделиться информацией о людях, способствовавших становлению и развитию парусного спорта в России.

Редакция Интернет-портала «Яхтенный мир ONLINE»



Написать комментарий


Текст комментария:










беговая дорожка для дома, спешите.
















111