РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:

Суперъяхты

26 Июня

Сага о «Вазе»

Королевский фрегат Королевский фрегат "Ваза" | travelgatesweden.se

Шведский король Густав II Адольф (годы правления 1611 – 1632) во всем старался походить на своего великого деда – основателя династии Густава Васу. Внук монарха, освободившего Швецию от датского владычества, мечтал о господстве своей страны на Балтийском море и вообще в Северной Европе. Реорганизовав и укрепив армию, Густав II Адольф вплотную занялся флотом - он справедливо считал, что только с помощью сильного и модернизированного флота Швеция сможет стать сверхдержавой и грозой Европы.


И тогда король решил построить корабль, который не только поражал бы своими размерами и великолепием, но и наводил бы ужас на неприятеля своей артиллерийской мощью.


Для воплощения своей мечты - создания чудо-корабля - Густав II Адольф нанял самого именитого в Европе судостроителя, голландца Хенрика Хибертсона. Посулив мастеру баснословный гонорар, король выдвинул ряд «нехитрых» условий: корабль должен стать самым большим, самым быстрым, самым красивым (с огромным количеством скульптур и прочих украшений) и на нём надлежало разместить вдвое больше (!) артиллерии, чем на датских, английских и испанских судах того времени.


Строительство корабля началось в 1625 году. Имя будущему фрегату король подобрал сразу – «Ваза» - в честь деда, отца и самого себя. И лично утверждал все инженерные разработки, вплоть до малейших деталей.


Дело в том, что король серьёзно увлекался военной техникой и именно по его проекту был изготовлен мушкет нового поколения, взятый на вооружение Шведской армией. Но в кораблестроении Густав II Адольф был явно слаб. Он догадывался, что чем больше будет длина судна по отношению к ширине, тем быстрее оно будет двигаться. А о том, что чем больше пушек и тяжелых скульптур будет установлено на верхней палубе, то тем выше будет центр тяжести и корабль потеряет остойчивость – король-инженер, видимо, даже не подозревал.


Неугомонный Густав II Адольф чуть ли не каждый день посещал верфь: следил за ходом строительства, раздавал указания и «помогал» советами всем – от Хибертсона до рядовых плотников.


А опытный Хенрик Хибертсон, помня о печальной участи английской каракки «Мэри Роуз», понимал, что создаваемый им корабль обречен: даже при слабом ветре неостойчивый гигант может завалиться на бок и затонуть. На свой страх и риск мастер подправлял чертежи, уже подписанные венценосным заказчиком. В первую очередь он «под шумок» увеличил ширину судна, но тут король… велел добавить ещё пушек и ещё скульптур.


Летом 1628-го года строительство было закончено, и фрегат «Ваза» был спущен на воду в стокгольмской бухте. Близился торжественный день первого рейда.


Построенный корабль действительно поражал своими габаритами, орудийной мощью и роскошным убранством верхней палубы. Особенно впечатляли громадные 62-фунтовые бронзовые пушки и позолоченная скульптура грозного льва на носу корабля. Предполагалось, что капитанствовать на первом рейде будет сам Густав II Адольф, но буквально накануне монарх почувствовал недомогание и слёг в постель. Кто знает, может, это спасло ему жизнь…


10 августа 1628 года о борт фрегата «Ваза» была разбита бутылка шведского шнапса, и чудо-корабль медленно и величаво вышел в море под залпы салюта и приветственные крики толпы. На причале столпились тысячи зрителей: королевский гвардейский эскорт в полном составе (пусть и без короля), придворные, иностранные дипломаты, простые граждане Стокгольма и даже крестьяне из окрестных деревень – они умудрились наделать сувениров в виде игрушечных фрегатов и бойко ими торговали. Погода была под стать празднику: светило солнце, дул лёгкий бриз и, казалось, ничто не предвещает беду.


Однако «Вазе» удалось пройти 1300 метров – меньше мили. С первым же порывом шквального ветра фрегат сильно накренился, в нижние пушечные порты хлынула вода, корабль полностью потерял остойчивость, опрокинулся и затонул.


На борту «Вазы» находилось около 500 человек: 137 моряков, 300 солдат и офицеров сухопутной армии и несколько десятков членов их семей, которым разрешили проводить своих близких до внешнего рейда стокгольмской бухты. К счастью, большинству людей удалось спастись (их вытащили из воды многочисленные суда, сопровождавшие флагманский корабль). Но пятьдесят человек – те, кто в момент опрокидывания судна находился в нижних помещениях – не успели выбраться и погибли.


Две недели спустя выздоровевшему Густаву II Адольфу доложили о катастрофе «Вазы». Взбешенный король, оконфузившийся на всю Европу, тут же устроил судебное разбирательство (капитан Сёфринг Ханссон и ответственные строители, инспектирующие фрегат перед выходом в море, к тому моменту уже были арестованы и сидели в тюрьме). Капитан Ханссон поклялся на Библии, что все пушки были надёжно закреплены, а экипаж пьян не был. Его слова подтвердил адмирал Эрик Йенссон, находившийся на борту. А строители Хейн Якобсон и Арент де Грот показали чертежи, подписанные самим королём. Король, понятно, виноватым быть не может, и дело замяли.
Но о «Вазе» не забыли. Потомки горе-корабельщика Густава II Адольфа даже раздавали лицензии на поднятие затонувшего фрегата. В 1660-х годах швед Трейлебен и немец Пеккель с помощью водолазного колокола (действующего по принципу перевернутого стакана в тазу с водой) сумели подцепить и вытащить из воды 50 бронзовых пушек. Но сам корабль оставался лежать на дне, всё глубже и глубже погружаясь в ил.


Лишь в середине ХХ-го века, благодаря стараниям энтузиаста Андерса Франсена, инженера и морского археолога, шансы на поднятие легендарного флагмана стали, наконец, реальными. С помощью своего друга и сподвижника, водолаза Пера Фельтинга, Франсен после тщательного зондирования стокгольмской бухты определил точное место гибели «Вазы» (в архивных документах VXII-го века почему-то указывались разные координаты). Заручившись поддержкой властей, Франсен развернул компанию по сбору средств под девизом «Спасите «Вазу!» и стал размышлять о том, как же всё-таки поднять такого гиганта с морского дна?


Идеи были самые разные: например, заморозив судно, превратить его в ледяную глыбу, которая всплывёт на поверхность. Или наполнить трюмы «Вазы» миллионами шариков для настольного тенниса. Перебрав множество вариантов, остановились на методе подъёма затонувших судов, известного ещё… со времён викингов: скрепить брусьями несколько лодок, заполнить их водой, привязать к затонувшему судну, а потом выкачать из лодок воду, и они всплывут, увлекая за собой и судно. Усовершенствовав дедовский способ (вместо лодок и брусьев использовались огромные понтоны и грузоподъёмные тросы), в 1959 году Франсен и его команда приступили к подъёму «Вазы».


Параллельно начались консервационные и реставрационные работы. Хотя корабль в целом сохранился неплохо (Балтийское море – малосолёное, и в нём не водится моллюск-точильщик, более известный как Корабельный червь), пролежавшая в воде столько времени древесина на воздухе моментально бы растрескалась. Поверхности поднятых участков «Вазы» сразу же смазывали специальным раствором – полиглюколем, а потом покрывали тонким слоем специального пластика. Много времени ушло на поиски обломков мачт и других деталей корабля, глубоко погрузившихся в ил. Так любимые королём Густавом II Адольфом скульптуры во главе с позолоченным львом были в отличном состоянии, а вот паруса, к сожалению, скорее напоминали тряпки – удалось отреставрировать, причём под водой, лишь одну восьмую часть от общей площади оригинальной материи (поэтому сейчас на «Вазе» - преимущественно современная парусина). Но главной потерей были, конечно же, гигантские бронзовые пушки - их, как мы знаем, вытащили предприимчивые водолазы XXVII века, увезли в Германию, и на сегодняшний момент удалось отыскать лишь 53 орудия, в основном среднего и мелкого калибра. О судьбе одиннадцати «огнедышащих чудовищ» до сих пор ничего не известно.


24 апреля 1961 года операция по подъёму «Васы» была завершена. В присутствии Шведской королевской семьи, многочисленных зрителей и журналистов со всего мира, корабль был поднят полностью – спустя 333 года после своего первого и последнего рейда. Вся Швеция, ещё несколько лет назад не торопившаяся «спасать «Вазу», увидела чудо-корабль воочию и возликовала! Андерс Франсен, не стесняясь телекамер, плакал от счастья. С этого дня королевский флагманский фрегат «Васа» обрёл новую жизнь, став символом страны и нации.


А 15 июня 1990 года ныне правящий монарх Карл XVI Густав, произнеся патриотическую речь, торжественно открыл в Стокгольмской бухте Музей «Вазы» - уникальное семиэтажное здание, атриум которого отведён под демонстрацию одного-единственного экспоната, но какого! Полностью отреставрированный фрегат гордо и величаво стоит на своём постаменте, и, пусть его якорь больше никогда не будет поднят, каждому посетителю корабля-музея очень хочется встать за штурвал и вывести «Вазу» в море. Ведь он его толком и не видел…

 

«Ваза» в цифрах:

• Водоизмещение судна – 1300 т;
• Длина без бушприта – 62 м, по ватерлинии – 48 м;
• Ширина – 11,7 м;
• Площадь парусов – 1275 кв. м;
• Количество мачт – 3;
• Максимальная высота от киля – 51,2 м;
• Экипаж – 437 человек (в том числе 300 солдат пехоты);
• Общее количество пушек – 64;
• Количество скульптур и других резных украшений – 700;
• На постройку корабля ушло около 1000 дубов;
• Отдельные части соединяли 12000 деревянных гвоздей и 9000 металлических болтов;
• Глубина, на которой затонул корабль – 32 м;
• Стоимость корабля – приблизительно 100 млн. современных шведских крон;
• Общее количество посетителей Музея «Васа» с 1990-го года – свыше 12 млн. человек.

 



Широков Роман


Написать комментарий


Текст комментария:



























111