РЕКЛАМА:
Инфо-партнер:
Error code:6

Все о яхтах // Классы яхт // Олимпийские

«49er»

49er.org49er.org

Олимпийский гоночный швертбот с развитым такелажем и двойной трапецией.
Использует большой асимметричный спинакер, галсовый угол которого устанавливается на ноке длинного выдвигающегося бушприта. Яхта считается высокоскоростной и технически сложной, поскольку спроектирована так, чтобы постоянно ходить в режиме глиссирования.


Экипаж состоит из двух человек. Наибольшая длина (без бушприта) – 4,90 м. Длина по ватерлинии -  4,65 м. Ширина  - 2,0-2,90 м. Осадка – 0,15-1,30 м. Длина бушприта – 1,7 м. Общая масса - 125 кг. Площадь парусности: грот - 15 кв.м, стаксель – 6,7 кв.м, асимметричный спинакер (генакер) - 38 кв.м.
 
История возникновения класса «Сорок девятый» («49er») укладывается в последние десятилетия и связана с эволюцией популярного в Австралии 18-футового класса «Скиф». После того как Дэвид Портер выиграл чемпионат мира, управляя рулем с трапеции, потенциал дальнейшего развития «Скифа» был реализован в ходе двадцатилетней модернизации. Австралийские конструкторы изобрели и воплотили в жизнь более легкие и динамически обтекаемые корпуса, крылья, асимметричные спинакеры и гибкие окончания мачт. Наиболее широкомасштабные изменения в конструкцию «Скифа», приведшие к появлению нового класса, внес Джулиан Бетвейт, сын известного яхтенного строителя Фрэнка Бетвейта.

Бетвейт спроектировал миниатюрную лодку с принципиально иной оснасткой. Мачта была слегка изогнута и прочно зафиксирована в месте изгиба. Поскольку она не гнулась, ванты не ослабевали, и Бетвейт избавился от сложной гидравлики, сделав лодку меньше, легче и проще. Оснастка была столь обтекаемой и легкой, а ее сопротивление настолько меньше, что на яхте можно было устанавливать более крупные паруса, поддерживающие хороший ход даже при ослаблениях ветра. При одинаковом весе с яхтой класса «470» лодка Бетвейта имела почти в 3 раза большую парусность. Широкие крылья увеличивали рычаг откренивания и позволяли экипажу удерживать лодку на ровном киле.

Корпус «49er» представляет собой сэндвичевую конструкцию с наружными слоями, армированными углеволокном. Днище лодки в носу имеет глубокую V-образную форму, которая в кормовой четверти переходит в плоскую глиссирующую площадку. «49er» в отличие от большинства швертботов становится в режим глиссирования без заметных потерь на переходном этапе. Длинные и узкие шверт и перо руля обеспечивают хорошую устойчивость на курсе даже на скорости более 20 узлов.

В устройстве управления применена система с двумя длинными бортовыми удлинителями  — «стеками». Частью корпуса являются закрытые площадки — крылья, на которые яхтсмены выходят при откренивании швертбота. Крылья легко выдвигаются и убираются по рельсам, адаптируя лодку к экипажам различного веса. Выход из кокпита на крылья - беспрепятственный, и перемещения гонщиков, в том числе и выход на трапецию, проходят быстро и динамично.

Мачта, выполненная в основании из алюминия, первоначально завершалась гибким углепластиковым хлыстом. Однако этот материал оказался чересчур хрупким и впоследствии был заменен прочным и упругим фибергласом. Две пары краспиц обеспечивают регулировку изгиба в зависимости от ветровых условий, а угол между длинным высокоподнятым гиком и мачтой регулируется углепластиковой трубкой-раскосом. Паруса из майлара, усиленного армированными волокнами. Прозрачность парусов улучшает обзор. Грот в верхней части имеет «эллиптическую» форму, поддерживаемую пятью сквозными латами. Нижняя шкаторина сильно изогнута, грот закреплен шкотовым углом к ноку гика, а галсовым - к основанию мачты. Увеличенный боут галсового угла закрывает пятку гика, раскос и места их крепления к мачте. Проводка гика-шкота верхняя, без стопоров. Стаксель «автоматический», радиальный погон стаксель-шкота  расположен поперек корпуса сразу впереди мачты. Проводка спинакер-фала – круговая, бушприт вытаскивается и убирается автоматически при выбирании фала, что позволяет экономить время на постановке гинакера, который ставится из мешка на палубе одновременно с выстреливанием бушприта.

Первая лодка этой конструкции была построена в 1996 г. в Великобритании на верфи «Ovington Boats», тогда же прошли официальные испытания на состязаниях по отбору лодки для Олимпиады в Сиднее. На роль «high performance» — глиссирующего швертбота-супердвойки - претендовали 11 конструкций: «505», «Летучий голландец», «ISO», «14’International», «One design 14», «B 14», «Jet», «49er», «Laser 5000», «Boss» и «Mach2». Оцененный по 13 параметрам, с большим отрывом победил «49er», набрав 57 баллов против 45 баллов швертбота «Boss», занявшего второе место.
Класс дебютировал в 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее и участвовал в Олимпиаде в Афинах в 2004 г. Лодка быстро приобрела популярность , и на Чемпионате мира в 2001 г. на озере Гарда было представлено уже 167 яхт.

25 августа — 5 сентября 2005 г. впервые в России на Пироговском водохранилище прошел Чемпионат мира в классе «49er». Регата проходила в два этапа — квалификационные и финальные гонки. Квалификация наиболее успешно прошла для спортсменов из Великобритании, Германии и Франции. Четвертыми стали яхтсмены из Украины. Лучший результат россиян — 18-е место Эдуарда Скорнякова. В финальных гонках победу одержали украинские яхтсмены из Киева, серебряные призеры афинской Олимпиады Родион Лука и его шкотовый Георгий Леончук. Для москвичей Э.Скорнякова и Валерия Зацаринского общее 21-е место с 243 очками — отнюдь не плохой результат, они дважды финишировали седьмыми и ни в одной гонке не были последними. 9 января 2008 г. в Австралии состоялся Чемпионат мира в классе «49er». По итогам основной части регаты австралийцы Натан Отридж и Бен Остин вместе с британцами Стивом Моррисоном и Беном Родсом разделили первое место. Судьбу «золота» решала медальная гонка, в которой Отридж и Остин пришли первыми, а Моррисон и Родс — третьими. В итоге, бронзовые призеры предыдущего Чемпионата мира  – австралийцы - сумели обыграть чемпионов мира 2007 г. из Великобритании и стать победителями Чемпионата мира 2008 г.


Официальный сайт класса «49er»: http://www.49er.org/



























111